Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество27 августа 2012 9:40

Защищайте хорошего учителя

Что важнее: оценки учеников или их знания?
Что важнее: оценки учеников или их знания?

Что важнее: оценки учеников или их знания?

Фото: Александр КОНОТОП

В середине августа встретил друга детства, который рассказал, что у ребенка в школе за лето поменялось несколько учителей, в том числе и учитель математики. Я лично с этой учительницей не знаком, но все ученики, которые учились у нее и приходили ко мне готовиться к ЦТ, нуждались в репетиторе гораздо меньше других - отсутствие значительных пробелов в знаниях и умение решать сложные задачи позволяло им как минимум в два раза сократить количество необходимых занятий с репетитором. Мой друг рассказал, что учительница была требовательной, задавала и проверяла большое домашнее задание, высокие оценки ставила редко, но ребенку нравилась. Учительница ушла из-за конфликта с родителями одного ученика, которые были недовольны оценками ребенка. В ответ я с обильным использованием ненормативной лексики сказал своему другу, что и он, и остальные родители были не совсем правы, посчитав ненужным вмешиваться в конфликт. Я объяснил ему, что восьмерка ребенка у этой учительницы стоит десятки у многих других, что теперь ученики знают, что требовательного учителя можно убрать и заменить на того, кто рисует нужные отметки, что хорошего учителя найти сейчас очень сложно, и посоветовал готовить большие деньги на репетиторов. Друг растерялся и спросил мое мнение о возможности отыграть историю назад. Я ответил, что это маловероятно, так как думаю, что ушедшая учительница справедливо обиделась, ведь никто из родителей не выступил в ее защиту.

Позже я попытался понять, почему я сорвался, так как уже давно не использую все богатство русского языка для выражения своих мыслей даже в дружеской мужской компании. Ответ я нашел быстро - слишком много похожих историй я слышал за последние годы. В одной престижной гимназии три года назад не продлили контракт с моими знакомыми коллегами, очень хорошими учителями русского языка и математики, так как они ставили не очень высокие оценки в седьмом классе. Летом мне позвонила мама уже десятиклассницы этой гимназии и рассказала, что оценки у ребенка высокие, а знания плохие, так как последние годы уроки вели слабые учителя или студенты. Что раньше у них были очень сильные учителя, но некоторые родители вышибали из них высокие отметки для своих детей, а администрация школы их в этом поддерживала.

Общеизвестна история, как несколько лет учитель математики другой гимназии сорвалась и вылила на уроке на голову ученика бутылку колы, посыпав сверху чипсами. Я был не знаком с этой учительницей, но слышал о ней только превосходные отзывы. Спустя несколько лет я узнал о продолжении истории от мамы ученика, который присутствовал во время конфликта. Учительница сразу же уволилась, и вместо нее несколько лет работали студентки. Никакой равноценной замены учителю найти не удалось, и родителям пришлось нанимать репетитора.

(Кстати, перед тем как осудить учителя за неадекватное поведение в данной ситуации, подумайте, откуда на уроке взялись чипсы и кола? Сколько замечаний было сделано перед тем, как учительница сорвалась и как на эти замечания реагировал ученик? Это достаточно распространенная ситуация, когда учитель срывается по незначительному поводу. Перед тем как возмутиться, подумайте, что предшествовало конфликту, сколько раз учитель сдержался и не прореагировал на серьезные проступки ребенка.)

Меня всегда удивляли родители учеников невыпускных классов, которые приходили в школу с требованиями улучшить оценки своего ребенка. Зачем? Им нужны знания или оценка? Невысокую оценку надо исправлять с помощью выяснения отношений или дополнительным трудом? К тому же сейчас в каждом классе есть родители, которые приходят в школу «построить учителя», подобно тому, как в кафе некоторые посетители любят для самоутверждения «построить официанта». Такое ощущение, что у этих родителей сохранились детские комплексы страха перед своими учителями, и теперь у них происходит сверхкомпенсация. Но я обращаюсь к другим родителям без этих комплексов. Задайте своим детям вопрос, поменялись ли у них за лето учителя? Новые учителя лучше прежних? Ответ почти всегда предсказуем - хуже! А значит, хуже вашему ребенку и вашему кошельку. Причина простая - вы промолчали, когда гнобили хорошего учителя, и не попытались защитить его. Теперь можете повздыхать: «Очень жаль, очень жаль, Мария Петровна была замечательным учителем…».

Еще одна история об учительнице литературы, уроки которой ученики в восторге записывали на телефон, чтобы вечером повторить урок и чтобы родители могли понять, как их детям повезло. Моя знакомая, чей ребенок учился у этой учительницы, позвонила мне в апреле: «Скажи, что делать, она дорабатывает год и уходит. Дети и родители в шоке». Я посоветовал не ждать сентября, а приехать родителям учеников в школу с коробкой конфет и уговорить учительницу остаться. Они последовали моему совету и позже рассказали, что их визита учительница не ждала, а когда узнала причину приезда и услышала искренние добрые слова, то расплакалась. К сожалению, остаться в школе она не смогла по причине несовместимости с современной школьной системой. Но, по крайней мере, учитель услышал слова благодарности за то, что за год работы заложил в учениках интерес к языку и литературе. Для учителя именно в этом смысл его работы, а иногда и жизни. К сожалению, хорошего учителя сегодня больше ничего не держит в школе, особенно если это учитель математики, физики, русского, белорусского или английского языка. В любой момент они могут уйти в репетиторы.