Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Общество7 ноября 2012 18:00

Почему мы любим «брейвиков»?

На страничке убийцы пяти человек под его «манифестом» - тысяча «лайков»
Фотографию из зала суда с ухмыляющимся норвежским террористом напечатали почти все крупнейшие СМИ мира

Фотографию из зала суда с ухмыляющимся норвежским террористом напечатали почти все крупнейшие СМИ мира

Фото: REUTERS

- Знаете, а ведь он во многом прав... - перешептывались в Москве вскоре после того как соседняя Норвегия пережила шок: некий Брейвик расстрелял 77 человек. А незадолго до этого разослал «единомышленникам», как назовет их на суде, свой политический манифест на 1500 страницах. Суть этого сочинения, которое тут же отыскалось в Интернете, - в том, что надо бороться с мультикультураризмом. С навязыванием Европе ценностей мусульманского мира. Мол, хватит прикрываться политкорректностью - надо воевать за свои традиции.

Способ войны Брейвик выбрал такой, что его имя навеки стало синонимом понятия «убийца-параноик»: в молодежном лагере под Осло он расстрелял подростков - в основном детей мигрантов. Из мусульманских стран.

Виноградова тут же прозвали «московским Брейвиком». Он тоже взял на себя функции «чистильщика». И у него тоже есть манифест, опубликованный в соцсети незадолго до расправы над коллегами.

Сравните. Брейвик (норвежский), 32 года: «Политическая корректность, как и марксизм, ведет к потере свободы самовыражения, разрушению традиционного общественного порядка».

А теперь - «московский», 29 лет: «Все интегрируется и теряет индивидуальность, все различия стираются. Вся наша жизнь теперь основывается на компромиссах: с самими собой, с другими людьми, но, увы, не с другими формами жизни.»

И у того, и у другого - один способ обретения индивидуальности и восстановления справедливости: война.

«А ведь Виноградов прав...» - это уже не шепот на кухнях. Это отклики на сайтах. В том числе на kp.ru.

На его страничке под тем самым «манифестом» - тысяча «лайков». Посетители сайта жмут кнопочку «Нравится» (документ из соцсети уже удалили - прим. ред.). То есть, они согласны, например, с таким пассажем: «Все человечество - макро аналог раковой опухоли живого организма... - планеты». Или вот с таким: «Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста... Это единственный способ сделать мир лучше.»

А почему не начать делать мир лучше, посадив пресловутое дерево? Укроп хотя бы. Триста человек как минимум этого, выходит, не хотят. Хотят войны. Они рьяно рьяно «лайкают», ни на секунду не задумываясь, что именно ОНИ могут завтра оказаться на месте жертв всех этих брейвиков.

Да и как можно такое представить?! Ведь когда мы говорим, например: «русские ведут себя на отдыхе свински», мы никогда не имеем в виду себя! «Мы» - это «они, но не я». «Я» - всегда хороший, индивидуальный, умный, тонкий, ранимый, имейте это в виду! А то перестреляю всех.

Никто не хочет быть жертвой. Компостом. Трупом. Хочется быть личностью. А может, и вершить судьбы. Как бы вовремя заметить это желание молодых? Перенаправить энергию на грядку, грубо говоря. Иначе следующими, кто побоится выйти на улицу, будут они, гадающие: с какой смертельно «спасительной» идеей двигается вон тот пешеход в берете навстречу им...

«Им»? Или - все-таки всем «нам»?!

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Мальчик прыщавый нашел пулемет

Валентина ЛЬВОВА

Извините за название, если оно вас коробит. Но, глядя на фотографию «московского Брейвика», что-то другое на ум не приходит.

Ламброзо во многом был прав. Хотя лично я интересуюсь не строением черепа, а тем, что в глазах. У этого отморозка, по последним данным следствия убившего пять человек от бедра на аптечном складе в Москве, в глазах - зеро. А поскольку я наблюдаю его лицо на фото, выбранном им самим для социальной сети, я могу сделать вывод, что это «зеро» его устраивает.

Ах, оно написало манифест! Ах, оно не любит общество потребления! (далее)

Меланхолия убийцы

Денис Корсаков

У Андерса Беринга Брейвика любимым фильмом, помнится, был «Догвилль». У «московского Брейвика», Дмитрия Виноградова, в любимых - «Меланхолия».

Когда Ларс фон Триер узнал про первое обстоятельство, долго открещивался от норвежского убийцы, аккуратно подбирая слова (после знаменитой пресс-конференции в Каннах, где Триер позволил себе идиотскую мрачную шутку насчет нацизма, он вообще выбирает выражения крайне тщательно). Новость про Виноградова вряд ли до него донесется.

Но ведь все-таки интересно: один из самых знаменитых и самых талантливых режиссеров в мире является любимцем массовых убийц. Не «мосгазов» с топорами, а именно что людей, которые не пойдут на дело без манифеста, тщательно продуманного и написанного с минимумом офографических ошибок (читать далее)