Урок физкультуры. Восьмилетние мальчишки и девчонки гоняют мяч. Пихаются, толкаются, смеются. И вдруг…
- Отдай, это мой мяч! - сурово выкрикивает маленькая Оля.
- Не отдам, - передав пас своему другу, отмахивается мальчуган. Слов-то в спорте недостаточно! Мальчишка отбегает в сторону и взвизгивает от боли и неожиданности. Весь второй «Д» замирает на месте. На руке у парня в прямом смысле слова повисла, сцепив зубы, Оля.
- Опять она, - вздохнул кто-то из детей. Учительница оттащила девочку за ноги, и урок продолжился как ни в чем не бывало… Никто никого не наказал, никакого «Родителей к директору!» Подождите, это что, норма поведения новая?
Да нет, все печальнее. Олечка - местная девочка-маугли, так ее в темных школьных коридорах называют родители обиженных детишек. Своих одноклассников она уже и толкала, и тумаков отвешивала не жалея, а уж кусаться - это всегда пожалуйста. Так ребенок реагирует на любое слово «нет» в свой адрес.
- Моя дочь Маша была единственной подругой Оли, - говорит Ольга Лозовская. - Я сама, несмотря на рассказы о ее поведении, неплохо относилась к девочке и всячески поощряла эту дружбу. Понимала, что ребенку необходима поддержка друзей, чтобы адаптироваться к коллективу. Но на днях Оля ни с того ни с сего укусила мою дочь. За что? Маша не смогла объяснить, но теперь она боится Олю и не хочет больше с ней дружить.
Учителя и руководство школы лишь разводят руками… Что делать, не знает никто.
Трудно поверить, что Оля держит в страхе одноклассников.
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО
ЧТО ЭТО ЗА ДЕВОЧКА?
Ученица новоусманского лицея Оля Малюкова с мамой Викторией Хахалиной переехала в райцентр из Казахстана. Семья купила год назад дом. В новой школе Оля трудно находила контакт с детьми, капризничала на уроках, выкрикивала с места. В общем, резко выделялась своим поведением на общем фоне (читайте подробнее). Учительница вызвала на беседу Викторию и со словами «Ваша девочка нуждается в лечении» настоятельно порекомендовала перевести ребенка на индивидуальное обучение. Такую же позицию заняла и администрация лицея. Олю перевели к другому педагогу в параллельный класс. Казалось, ситуация нормализовалась, но в начале нового учебного года конфликт разгорелся снова. На этот раз - с одноклассниками...
…Сейчас Оле Малюковой восемь лет. Она общительная, очень подвижная, охотно общается со взрослыми. На первый взгляд - совершенно обычный ребенок. Мы встретили ее у школы. Девочка раскрепощено общалась с нами, незнакомцами. Щебеча, салфеткой стирала пыль со стекла нашей машины. Про таких детей говорят - веретено. И все же трудно поверить, что она наводит ужас на одноклассников…
КРАСНОЕ УХО
Виктория не скрывает, что Оля, как и многие современные дети, гиперактивна, наблюдается у невролога и принимает успокаивающие препараты. На летних каникулах Оля прошла курс лечения и отдохнула на море. В сентябре в школу пришел совершенно другой ребенок. Перемены отметили все: от учителя до одноклассников. Но через месяц Оля резко изменилась - и снова началось: покусы, синяки и ссадины у ребят. На уроках девочка просто бросалась на учеников, демонстрируя острые зубки. Почему ребенок так долго не может найти контакт с одноклассниками и учителями? Мы решили разобраться и выслушали все стороны конфликта.
- Мы дружная семья. Если кому из нас плохо - все бросаемся на помощь, - говорит Олин дедушка Владимир Саркулов.
Он и бабушка Людмила Константиновна срочно прилетели из Казахстана, чтобы помочь разобраться в ситуации:
- Мы и раньше переживали за внучку, но то, что произошло 5 октября, нас просто возмутило!
В этот день Оля пришла из школы заплаканная с красным ухом и рассказала маме, что ее оттаскали родители одноклассников…
- По словам Оли, она ударила мальчика. Дети иногда дерутся... Но потом пришла его мама, схватила ее за ухо и надрала. Но этого было мало! - переживает Виктория. - После за то же ухо дочь оттаскал еще и чей-то дедушка. И все это в присутствии классного руководителя!
Результат - психический срыв у ребенка. Виктория показывает заключение врача - «травма ушной раковины». С этим документом Хахалина намерена пойти в суд. Правда, с кем судиться, женщина не знает - администрация лицея не выдает драчунов.
Родители Олиных одноклассников утверждают: в коллективе критическая ситуация. Дети перестали воспринимать учебный материал, боятся ходить в школу. Жертвами нападений Оли с начала этого учебного года якобы уже стали несколько ребят. Именно поэтому, когда ни со стороны школы, ни со стороны родни Оли реакции не последовало, мамы и папы обиженных одноклассников надрали девочку за ухо. Вот что говорит мама одного мальчика:
- Миша сильно изменился. Начал огрызаться, грубить. В школе я выяснила, что причина в однокласснице Оле Малюковой. Один раз она побила Мишу, в другой раз порвала пиджак и укусила, на руке остались синие следы от зубов. Если раньше я учила сына не драться с девочками, теперь изменила свое мнение, - честно призналась мама Миши Сорокина, Оксана. Родители, которые пришли в редакцию, в один голос умоляли убрать кусачую девочку из их класса.
- Думаю, дело в неполной семье. Ребенку не хватает заботы. Вероятно, мама не дает ей должного внимания. А сейчас девочка вообще живет отдельно, с прабабушкой... - уверены мамы однокашников Оли.
И правда, сейчас Оля живет у своей прабабушки. Работая посменно в интернате, ее мама не может постоянно быть с ребенком. Нет и отцовского внимания. У девочки своя комната, светлая, с большим окном. Диван, стол, вот-вот появится компьютер... Но мама приезжает только иногда и честно признается, что наказывает ребенка, когда та набедокурит. Девочка, по словам родителей одноклассников, боится маму. Но если такая ситуация в семье, то почему школе нет до этого дела?
Родители боятся отпускать своих детей на учебу и даже дежурят на уроках.
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК
Директор лицея Галина Орловцева, как ни странно, никакой проблемы в детском коллективе не видит:
-У меня нет претензий к Оле. Если в прошлом году у нее были проблемы с поведением, сейчас их нет. Все претензии я слышу только от родителей одноклассников. И обязана принимать их во внимание. В прошлом году мне сказали, что Оля душила ребенка. Была полиция, зафиксировала этот факт… Олина мама в прошлом году попросила перевести дочь в другой класс - мы перевели. Оле там нравится. Маму я просила всерьез заняться ребенком, ведь ему нужна ее активная поддержка - чтобы привыкнуть, раскрыться...
На все вопросы, адресованные Екатерине Бондаревой, Олиной классной руководительнице, директор и завуч наперебой отвечали сами: «Не нападайте на нашего учителя, ей еще работать!» Зато нам удалось получить характеристику, представленную Екатериной Павловной для комиссии по делам несовершеннолетних: «Оля на уроках невнимательна, играет, выкрикивает, комментирует. На замечания не реагирует. Дразнит, обзывает ребят, старается толкнуть или ударить. Когда я сказала, что буду разговаривать с мамой о поведении, она закричала «Нет!». Оля панически боится свою мать».
В конце сентября именно родители Олиных одноклассников обратились в комиссию по делам несовершеннолетних. В школе запросили документы у педагогов и врачей, проанализировали их и назначили медико-педагогическую комиссию.
- Мы пригласили на встречу Олю с мамой, - говорит ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Валентина Циперман. - Девочка была на обследовании в областной больнице в июне. Оттуда в ЦРБ пришло письмо, в котором врачу-психиатру сообщили: Оля нуждается в лечении.
Кстати, на медкомиссию Виктория Хахалина не пришла. «Не хочу, чтобы моей дочери прицепили ярлык «больная» и насильно перевели на индивидуальное обучение», - объяснила она свое решение.
РАСПИСАЛИСЬ В БЕССИЛИИ
Таких, как Оля, детей в наших школах с каждым годом становится все больше - этот факт подтверждают и учителя и врачи. Они сообразительны, активны, быстро схватывают суть и долгие объяснения на уроках наводят на них скуку. Настоящее наказание для учителя традиционной или того пуще - советской школы! Большинство наших педагогов готовы работать с предсказуемыми, белыми и пушистыми детьми. По плану провел урок, задал домашнее задание, проверил тетрадки...
Педагогические вузы ежегодно выпускают армию молодых, перспективных учителей, которых готовят к индивидуальной работе с незаурядными детьми. Приходят эти учителя в наши школы? Если и приходят, то быстро «сдуваются». Их энтузиазма хватает на два-три года, а потом… Либо меняют профессию, либо сливаются с коллективом и идут в преподавании проторенной дорожкой. Может, пора вспомнить о таких детях?
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
«Окрики и запреты только осложняют отношения с гиперактивными детьми»
- Случай с Олей, к сожалению, не единичный, - говорит Елена Пашкова, клинический психолог Воронежской ОДКБ № 1. - В последнее время все чаще в садиках и школах можно наблюдать неугомонных, шумных, импульсивных детей. Среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность - всего лишь поведенческая проблема, «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Но это не так! Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) - объект исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики на протяжении нескольких десятилетий. Большинству детей с СДВГ присущи слабая психическая устойчивость, низкая само-оценка, упрямство, вспыльчивость, повышенная агрессивность, проблемы в общении. Многочисленные окрики и замечания взрослых со временем только осложняют взаимодействие.
Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, нужно обратиться к специалисту.
«КП» - Воронеж» Вконтакте, Facebook, Twitter