Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+2°
Boom metrics
Общество18 апреля 2013 11:20

Госохранкультура: «Во время сноса дома № 126 на Ильинке мы действовали в рамках закона!»

В том, что здание начали ломать, виновата, судя по всему почта...
Источник:kp.ru
Снос дома на Ильинской признали незаконным.

Снос дома на Ильинской признали незаконным.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Когда в конце марта разразился скандал вокруг сноса дома № 126 на улице Ильинской, все ждали, что же скажет по этому поводу управление Госохранкультуры, которое должно охранять памятники культуры и архитектуры. А как вы помните, это здание обладало признаками памятника, однако в реестр не было внесено. Однако тогда руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Владимир Хохлов комментировать ситуацию по какой-то причине не стал. Зато ответил на вопросы СМИ в минувшую среду.

Почта виновата?

- Владимир Юлианович, как управление видит ситуацию со сносом дома № 126 на улице Ильинской?

- Результаты экспертизы к нам поступили 21 марта. С этого момента дом ставится под госохрану, до принятия госорганов решения о его дальнейшей судьбе. Согласно законодательству, в течение семи дней мы обязаны уведомить собственника о том, что к нам поступили эти документы. Что мы и сделали. 22 марта мы направили уведомление о приостановке работ в виде заказного письма. Но как выяснилось позже, собственник получил его через три или четыре дня, а снос он начал в выходные дни – уже 23 марта, до того, как получил это уведомление. То есть управление действовало строго в рамках закона.

- Как все-таки получилось, что здания, обладающего признаками объекта культурного наследия, не было в реестре? - До тех пор никто и никогда не говорил, что этот дом обладает признаками объекта культурного наследия. А ведь проект застройки этого квартала проходил несколько стадий обсуждения: общественные слушания, градостроительный совет. Меня интересует: почему экспертиза вбрасывается в момент сноса?!

- В этом же квартале был снесен дом по улице Горького, 74, который входил в охранную зону памятника культуры – дома №72, где Алеша Пешков был в людях. Как такое могло произойти и будет ли за это кто-то наказан?

- Застройщик принял решение построить этот дом заново, полностью воссоздав его облик.

Про нижегородский острог

- Вплотную к стене нижегородского острога недавно был вырыт котлован, там собираются построить офисный центр. Вы считаете нормальным строительство многоэтажного здания рядом с таким памятником?

- В документации прописано, что строительные работы должны вестись по таким технологиям, чтобы ничего не угрожало сохранности памятника. Кроме того, острог уже окружен высотными домами, его не видно ни с каких сторон, так что… более негативным влияние уже не сделаешь!

Что касается стены острога. Она не является частью объекта культурного наследия и не входит в охранную зону, так что строительство рядом с ней возможно.

- Действительно ли нижегородский острог может быть передан в коммерческое пользование?

- Острог - федеральная собственность, которая относится к агентству использования памятников. Их цель собирать коммерческие средства и в дальнейшем использовать на их реставрацию. Сегодня часть помещений в коммерческом использовании, часть – у музея.

- Но музей-то оттуда съехал?

- Это было сделано перед реставрационными работами. Насколько мне известно, министерство культуры РФ планировало какую-то экспозицию там разместить.

Музей на Щелковском хуторе хотят ремонтировать

- Сейчас волонтеры собирают подписи за ремонт и развитие Музея архитектуры и быта народов Поволжья на Щелоковском хуторе. Намерено ли управление способствовать решению этой проблемы?

- Музей требует реконструкции, он основан в 60-м году, серьезных капитальных работа там выполнено не было. Такие планы у министерства культуры есть. Однако я не могу вам прокомментировать вопрос сроков выполнения работ – это компетенция министерства культуры РФ. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Суд отказался наказывать чиновников

В минувшую среду в Нижегородском районном суде рассматривалось заявление активистов, выступивших на защиту дома № 126 по улице Ильинской.

- Мы подали заявление о признании незаконными действий, а точнее бездействия Управления государственной охраны объектов культурного наследия и его руководителя Владимира Хохлова, - пояснил правозащитник Станислав Дмитриевский. - Началось с того, что экологическая организация «Зеленый мир» заказала государственную историко-культурную экспертизу по 126-му дому на Ильинской. Проводила ее аккредитованный государственный эксперт Ирина Агафонова, дочь знаменитого реставратора нижегородского кремля.

По словам Дмитриевского, экспертиза была завершена 19 марта, результат однозначен - дом признан выявленным объектом культурного наследия.

- Передали 21 марта экспертизу в Госохранкультуру, - продолжает Дмитриевский. - С этого момента в соответствии с законом оно должно было обеспечивать сохранность объекта. И все работы - земляные, строительные, мелиоративные - были запрещены, а действие всей разрешительной документации - прекращено. Иными словами чиновники должны были не только предписание послать, но и выйти из своего здания - которое, кстати, тоже располагается на Ильинке - и, пройдя двести метров, сказать рабочим: нельзя сносить!

- Я подозреваю, что именно потому 23 марта и ломать стали, что бумага наша пришла, - рассказывает председатель организации «Зеленый мир» Ирина Фуфаева. - Ведь в субботу утром пригнали рабочих, не возвели забор, не выселили жильцов из соседних домов - все проходило в спешке. Сейчас в управлении оправдываются - мол, направили предписание, а уж когда там дошло до застройщиков...

Тем не менее Нижегородский районный суд отказал правозащитникам в удовлетворении их требований.

ЦИФРА 3340 объектов культурного наследия расположены в Нижегородской области. Из них в самом областном центре – 760 памятников. 50 памятников находятся в плачевном состоянии, большая часть из них – многоквартирные жилые дома.

ЦИФРА

3340 объектов культурного наследия расположены в Нижегородской области.

Из них в самом областном центре – 760 памятников.

50 памятников находятся в плачевном состоянии, большая часть из них – многоквартирные жилые дома.