Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
УМНЫЕ ВЕЩИ20 апреля 2013 14:35

Лети, Fly, лети!

Наш корреспондент побывал в городе будущего
Обычный район Шенженя. На переднем плане - развлекательный центр и торговые галереи.

Обычный район Шенженя. На переднем плане - развлекательный центр и торговые галереи.

Меня теперь не пугают предостережения:

- Да это же китайское!

Китайское – не обязательно синоним «некачественное». Конечно, есть затрапезная артельная продукция. Но есть и iPhone, и Samsung, и Boch и тысячи других брендов несмотря на этикетки «сделано в Купертино» или «в Германии» - по сути самая что ни на есть китайская продукцией. Собранная из китайских составляющих китайскими рабочими на китайском конвейере.

Правда: то, что я увидел в последней своей командировке заставили серьезно пересмотреть представления о том что же такое «китайское».

Командировка была в Шеньжень.

40 минут

Из Москвы напрямую в Шеньжень не попасть, хотя около города есть международный аэропорт. Из российской столицы самолеты летят в Гонконг. А оттуда на машине, автобусе или пароме можно добраться в Шеньжень. Чистого времени – не больше 40 минут. Границу (а Гонконг, несмотря на то, что теперь входит в состав Китая считается территорией с особым статусом, со своей валютой и своей погранслужбой) проходим даже не выходя из машины. Паспорт протянул в специальное окошко, офицер глянул на тебя и окошко закрыл. Через минуту рука в перчатке протягивает документ – «до свидания!» Еще сто метров и точно такая же процедура на въезде в страну.

Короткий переезд из Гонконга в Шеньжень наблюдательному путнику даст много информации для размышления. Поначалу кажется: разница невелика – по обеим сторонам пролива худющие и длиннющие многоэтажки, этакие соты для народа. Прекрасные дороги. Сосредоточенные люди. Но приглядевшись понимаешь – в Гонконге и жилые дома, и небоскребы в большинстве своем не первой свежести. А в Шеньжене все будто с иголочки.

Гонконг – остров, в середине – крутые холмы. Строительство – только на узкой прибрежной полосе. Оттого дома и тянутся ввысь (земля дорога), тулятся друг к другу. Оттого и дороги узкие, и пробки тягостные.

Шеньжень – на плоском материковом берегу. Центральное тридцатикилометровое шоссе разрезает его как просека в тысячелетнем лесу. Только по обеим сторонам не многометровые сосны, а тысячеметровые небоскребы. Новенький мерседес с кожаным салоном цвета кофе с молоком (китайской сборки, естественно) все катится и катится. И я уже думаю – когда это все кончится? Не кончается. Грозди небоскребов один заковыристее другого. Жилые кварталы… Вернее, каждый квартал – жилой дом с охраной и двором внутри. Выставочные центры и конференц-залы, уместившиеся на участках величиной с пару футбольных полей. Парки. Бульварчики неизменно с фонтанами и озерками с водой, как положено по фен-шуй. Торговые центры по американскому примеру занимающие второй и третий этаж нескольких кварталов (на первом спокойно снуют автомобили и автобусы).

Московское Сити – до сих пор недостроенное – в Шеньжене бы выглядело весьма скромно. Таких центров, сверкающих стеклом, в китайском городе не меньше десятка. А, может, и больше.

Лет тридцать назад здесь, говорят мне, была лишь рыбацкая деревушка с 3 тысячами жителей. Сейчас – современнейший город с 13 миллионами жителей. Китай решил подкосить экономику тогда еще капиталистического Гонконга и построить альтернативу – свободную экономическую зону. И это вышло. Как – разговор отдельный.

Шеньжен утопает в зелени, почти везде - прудики, фонтаны - так положено по фен шуй.

Шеньжен утопает в зелени, почти везде - прудики, фонтаны - так положено по фен шуй.

Я гуляю по Шеньженю, спускаюсь в подземку, хожу по торговым залам и сам себя внутренне пытаюсь убедить – это и есть территория коммунистической страны. И не могу!

- Где лозунги «Пятилетку в четыре года»? – спрашиваю я у моего провожатого стильно одетого китайца Лю.

- Вы о чем?

- Ну красные полотна с портретами Мао Цзедуна…

- Не понял…

- У вас коммунистический строй?

- Да!

- Члены компартии есть?

- Да!

- А где наглядная агитация?

- А… Это в Пекине, - врубается он.

- Хорошо, отвези меня к местному зданию горкома партии, - прошу я.

- Да не знаю я где оно! – говорит Лю. – Поехали лучше в парк «Окно в мир». Там макеты всех мировых архитектурных шедевров!

Поговорили…

Технологии

Китайцы, освоившие самые передовые технологии – архитектурные, компьютерные, строительные – это уже не те шаромыжники, которые недавно на коленках свинчивали зонтики и грузили товарняками в Россию.

Я прохожу мимо роскошного здания аэрокосмического университета, сворачиваю к занимающей соседний квартал технологической академии… Сильно!

Самые новейшие материалы, самые топовые компьютерные новинки, самые последние космические технологии – все это разрабатывают и собирают здесь. Что-то по западным чертежам и под присмотром западных специалистов. Что-то уже сами, без помощи и подсказки. Учатся китайцы невероятно быстро.

Пригласила меня в Шеньжень компаний Fly. Юридически - компания английская потому что владелец живет в Великобритании и головной офис там. Фактически китайская – потому что разрабатывают и собирают мобильники под этим брендом в Шеньжене.

Пригласила, честно говоря, по началу с не очень ясной для меня целью. Если вы хотите рассказать о новых моделях – можно устроить пресс-конференцию в Москве (что и случается время от времени). Хотите показать производство? Но чем линия по сборке ваших устройств отличается от линии других брендов?

Мы приехали в здание, где «живут» несколько телекоммуникационных компаний. Оно построено в виде лежащей на боку буквы «П». Широкие открытые галереи – они же коридоры - выходят во двор. Так строят в жарком климате, чтобы сберечь прохладу. На одном из этажей офис Fly - ряды столов с компьютерами как в Центре управления полетами, небольшая переговорная и чуть больше комната с тестовой аппаратурой. Все.

Общались с нами три самых главных (по крайней мере в Шеньжене) человека во Fly. И только выслушав каждого из них – сначала во время формального брифинга, а потом в неформально – за ужином в простеньком итальянском (по крайней мере местные китайцы были уверены, что это настоящий итальянский) ресторанчике – я понял почему нас повезли за тридевять земель.

Я много раз убеждался – характер устройства, его (как бы сказать?) – дух – во многом отражение внутреннего состояния его создателя. Классический пример – Apple. Не был бы Джобс упертым перфекционистом – таланты его любимого дизайнера Джони Айва вряд ли бы были воплощены в жизнь в самом идеальном исполнении. А вот Samsung – плодящееся невероятном быстрыми темпами семейство Galaxy – похожее друг на друга как мужчины в корейской семье.

Посмотрев на создателей Fly в реальной, не пафосной, обстановке я лучше стал понимать и сам бренд (весьма, кстати, популярный в России) и то, как он будет развиваться дальше.

О чем это я? О том, что у Fly – три головы, как у дракона. Одна – это вице-президент представительства в Шеньжене немец Том Аделт – говорящий и уже давно думающий по-английский. Он многие годы живет в Шеньжене. Другая – массивный шотландец Брайан Престон – вице-президент, отвечающий за качество продукции. Третья – дизайнер Себастьян Фернандес.

Себастьян Фернандес показывает, как подбирает материал для корпуса мобильника.

Себастьян Фернандес показывает, как подбирает материал для корпуса мобильника.

- Испанец? – спросил я и этим смутил человека.

- Мама француженка, папа – испанец. Но вообще-то я родился в Мюнхене, а вырос в Индонезии.

- Хорошо, какой твой родной язык? – пытаюсь я подойти с другой стороны.

- Испанским, французским, немецким и английским я владею как родными, - срезает он. – Так что даже не знаю… На каком языке меня спрашивают – на том и отвечаю.

К чему я снова так подробно? Потому что вот такой интернационал и делает Fly. И результат соответствующий. Щепетильный немец организует. Упорный шотландец проверяет (Брайан с гордостью показывал свою лабораторию, где чего только не делали с аппаратами – мяли, жали, крутили, нагревали и остужали и даже бросали с высоты человеческого роста на кафельный пол). Себастьян – человек мира – придумывает.

У Fly нет необычных моделей. Все чинно, продумано, аккуратно.

- Может у тебя были какие-то необычные идеи, но начальство их зарубило? – задаю я наводящий вопрос Себастьяну.

- Нет, отвечает он. Мы сначала изучаем потребности, а потом уже придумываем телефон.

- Ну может у тебя есть какие-то наработки – что-то непохожее на уже существующие аппараты? – упорствую я.

Мобильники проверяют на надежность на десятках стендов. Есть даже стенд, где выясняют насколько нанесенные на корпус надписи стойки к спиртосодержащим жидкостям.

Мобильники проверяют на надежность на десятках стендов. Есть даже стенд, где выясняют насколько нанесенные на корпус надписи стойки к спиртосодержащим жидкостям.

Но Себастьян снова повторяет про запросы рынка и проч.

В этом Fly. Компания не рискует, не вкладывает большие деньги в прорывные технологии. Она честно занимает второй эшелон, сознательно выпуская пусть не самые навороченные, но десять раз проверенные и надежные устройства.

В любой моделе Fly – две сим-карты (как минимум). Скромный и удобный дизайн.

Середнячок

В этом смысле Fly – чисто китайская, даже не китайская – шеньженская продукция. Ничего лишнего, особый упор на качество (как раз чтобы опровергнуть устоявшийся термин про некачественные товары из Поднебесной) и желание использовать самые передовые, но при этом уже кем-то опробованные технологии.

И таких вот компаний, как Fly, как я понял, в Шеньжене множество. Именно они поднимают город, дают работу его жителям. И заставляют молодежь учится не на экономистов с юристами, а на инженеров, технологов, дизайнеров.

У нас компаний способных работать на таком уровне, причем по сути на поточном производстве – раз два и обчелся. В Шеньжене таких сотни. А будут тысячи.

Я видел лишь одну капельку, которая сливается в океан, бурлящий сегодня в Китае. Увидел и проникся.

Через день я вернулся в Москву, вышел на пыльную, щербленную улицу и подумал: "А мы когда-нибудь сможем догнать Шеньжень?" Ответ напрашивался сам собой...