На протяжении уже двух тысяч лет в канун Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме вспыхивает Священный огонь. Появляется он невесть откуда, всегда в одно и то же время и в одном и том же месте. Помещение приходится даже опечатывать, чтобы у верующих не было сомнений, что это чудо.
Потом Божественный огонь, передаваемый от свечи к свече, распространяется по всем церквам мира. В Россию огонь доставят на специальном чартерном рейсе к началу пасхального богослужения в храме Христа Спасителя, которое возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Но уже сразу после встречи огня в аэропорту его частицы станут развозить и во все другие храмы страны.
Между тем, уже не одно столетие верующие с одной стоны и скептики с другой пытаются доказать - пасхальный огонь - это чудо или обман? Не так давно у спорщиков появился новый аргумент. Российский физик Андрей Волков из РНЦ «Курчатовский институт» провел научный эксперимент. Вот что он рассказал корреспонденту «КП» после того, как измерения закончились: «За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии (небольшая купольная часовня в центре ротонды храма) прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента».
То есть произошел электроразряд - то ли ударила молния, то ли у присутствующих телевизионщиков в оборудовании что-то замкнуло, то ли на мгновение включилось нечто вроде зажигалки.
Но теперь факт электроразряда в своих спорах могут использовать как верующие, так и атеисты-скептики.
Как проходит церемония получения Священного огоня?
К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем Храме Господнем. Ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. Раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.
Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в нее закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр.
Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия").
Перед самым входом в Кувуклию патриарха разоблачают - снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь.
Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего - заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание.
Все находящиеся в храме люди ждут выхода патриарха с огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.