Эта картина цепляет как крючок
Войдя в галерею, поднимитесь на второй этаж, из зала иконописи двигайтесь направо. Теперь вы среди портретов 18-19 веков. Осмотритесь и позвольте мне угадать, какая картина остановит ваш взгляд. Это будет Тропинин, «Портрет мальчика А.В. Яковлева». Среди благостных, томных и торжественных лиц это – цепляет, как крючок.
Одежда и фон на картине настолько не важны, что сливаются – все черное. Но лицо, написанное прямо по центру, контрастно светлое. Впрочем, создается впечатление, что на полотне нет ничего, кроме пары напряженных глаз подростка – толи выжидающих, толи дерзких, толи возмущенных, толи… наверное, каждый здесь увидит свое.
Сколько вы выстоите под этим взглядом?
То, что на холсте нет ничего кроме взгляда, только кажется. Безусловно, глаза – зеркало души. Но зеркало это устроено сложно. Чтобы мальчик мог буравить глазами зрителя, художник наградил его сложной мимикой – посмотрите на напряженные губы и особенно обратите внимание на лом – это они, вздувшиеся над бровями мышцы, «руководят» взглядом.
Сколько ни возвращайся к мальчику Яковлеву, он кажется разным. Порой он будто обижен, или, в духе его времени – уязвлен. Может быть, кто-то посягнул на нечто крайне важное для его подросткового мира, совершил несправедливость. Своим прожигающим взглядом ребенок смотрит как раз на этого человека. Да, в данный момент – на вас… Поэтому под взглядом неприятно. Перспектива надолго остаться наедине с этим портретом, наверняка, особам впечатлительным покажется пыткой.
Впрочем, толкование взгляда может быть и другим. Допустим, в присутствии этого ребенка высказали какую-то сложную, спорную мысль. Ее еще нужно обдумать, но именно в этот момент она, еще недодуманная, вдруг заполнила собой все сознание мальчика.
Но это только индивидуальные впечатления. Но никто и не станет утверждать, что в портрет вложены конкретные смыслы. По крайней мере пока не появится плотный контекст создания картины. Пока, даже кто-такой А.В. Яковлев, неизвестно.
СПРАВКА КП
Василий Андреевич Крапивин (1776-1857). Родился в семье крепостных графа А.С. Миниха. Потом в качестве «приданого» дочери графа был передан во владение другому графу – И.И. Моркову. Несмотря на проявившейся в детские годы интерес к рисованию, юношу отдали в ученики петербургскому кондитеру. Однако все-таки он украдкой умудрялся посещать бесплатные рисовальные классы при Академии художеств. Наконец в 1799 году владелец определил способного крепостного «посторонним учеником» к известному портретисту С.С. Щукину. Но счастье Тропинина было недолгим – Морков срочно отозвал его на Украину, в подольскую деревню Кукавку, где в имении нужно было срочно «закрыть вакансии» кондитера и лакея, а также расписать местную церковь и заняться копированием картин. Там Тропинин пробыл почти безвыездно с 1804 по 1821 год.
Незлобивый и добрый по натуре, Тропинин смиренно отнесся к превратностям судьбы: «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры».
Вольную крепостному гению дали только в 1823 году.
В наследии Тропинина множество портретов. Среди них интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые, крестьянские и купеческие, детские, костюмированные.
Каждая из публикаций, выходящих еженедельно по средам в рубрике «Настоящие вещи», рассказывает об одном из экспонатов смоленской Художественной галереи. День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, можно не откладывая в долгий ящик отправиться в музей уже в четверг. И отпрашиваться с работы для этого не нужно: по четвергам специально для вас галерея работает до семи часов вечера. Познакомится с предыдущими публикациями рубрики «Настоящие вещи» можно в специальном разделе на сайте.
Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.
Художественная галерея
Адрес: ул. Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).