Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Политика9 сентября 2013 6:48

Сергей Степашин - «КП»: «Мы вернули в бюджет государства около триллиона рублей»

Первое свое интервью накануне отставки глава Счетной палаты дал нашему корреспонденту [аудио]
Сергей Степашин покинул пост главы Счетной палаты

Сергей Степашин покинул пост главы Счетной палаты

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Сергей Вадимович, это Гамов Александр.

- Да я уж догадался.

- Только что на сайтах прошла информация, что президент…

- Я ж тебе говорил, а ты мне не верил.

- Да, президент России подписал представление на Татьяну Голикову, что она будет теперь главой Счетной палаты. (Госдума должна проголосовать за ее кандидатуру в ближайшие дни. - А.Г.)

- Да, я в курсе.

- Сергей Вадимович, как настроение?

- Настроение, Саша, хорошее, потому что на выборах мэра Москвы победил очень порядочный и трудолюбивый человек - Сергей Собянин. Я хотел бы поздравить его и пожелать удачи.

А Татьяне Голиковой хочу пожелать успехов. Тем более, Татьяну я знаю очень хорошо. Я как-то вам рассказывал уже о том, что я ее назначал замминистра финансов, когда был премьер-министром. Хороший специалист. Только успехов! Тем более, коллектив у нас прекрасный.

- Сколько вы в своем кресле в Счетной палате провели?

- А я не в кресле – я работал. Я в кресле провел меньше времени – больше в командировках по стране.

Кстати, и вместе с тобой тоже – ты зря мне про кресло-то… Обижаешь.

- Нет, извините…

- Наверное, потерял нюх.

- Нет, нет, я имею в виду…

- Вот так в «Комсомолке»-то и напиши.

- Да, хорошо… Я имею в виду – на этой должности вы сколько проработали?

- Ну, 13 с половиной лет – я думаю, это достаточно большой срок.

- О, это рекорд!

- Да, это рекорд. Я ни на одной должности столько времени не был. Даже в школе учился меньше, как ты догадываешься, наверное.

- Да. Скажите, пожалуйста, а это ваша инициатива или президента - оставить пост главы Счетной палаты?

- Нет, это требование Закона о Счетной палате, который был принят Государственной Думой единогласно, утвержден Советом Федерации и подписан президентом: срок работы председателем Счетной палаты не должен превышать два срока. (По пять лет. - А.Г.) Все в рамках закона – какие могут быть вопросы?

- Но вы же сами, по сути, инициировали этот закон о вашем смещении?

- Закон-то я инициировал, а что касается двух сроков – это была позиция Президента России. Если ты помнишь, он ее высказал в Послании Федеральному собранию в конце прошлого года – это его решение. И его поддержали депутаты, а я законопослушный человек. Поэтому у меня вопросов здесь нет. Собственно, я и знал, что так будет, поэтому, понимаешь, совершенно спокойно отнесся к этому решению.

- А у меня отложилось, что вы сами инициировали положении насчет двух сроков.

- Нет, два срока я не инициировал. Там была другая история, когда меня единогласно, кстати, переназначили на третий срок и мне вот оставалось отработать совсем немного...

- О, а вы три срока были?

- Да, и я, когда меня утверждали, сказал, что этот третий срок - последний.

Вполне достаточно, потому что, конечно, это очень большой срок для такой работы. Ну, получилось несколько раньше.

- А если говорить об итогах работы за эти 13,5 лет…

- Знаешь, я хочу их подвести сам с коллективом, поэтому я тебя приглашаю. Я хочу попрощаться с коллективом и рассказать, что было сделано за 13 лет. Скорее всего, это будет 9 сентября, поэтому я приглашаю тебя на это мероприятие.

- А, может быть, и у нас в редакции тоже подведем итоги?

- Нет, с «Комсомолкой», думаю, я встречусь, когда определится мое будущее. Тогда и поговорим. А что итоги с «Комсомолкой» подводить? С «Комсомолкой» надо говорить о будущем. Это же газета прогрессивная.

- Понятно. А когда определится ваше будущее?

- Я думаю, что в этом году, в любом случае.

- А вы бы как хотели его определить сами?

- Ну, не от меня одного это зависит. Пока надо спокойно посмотреть на пройденный путь, так что есть время поразмышлять.

- А вы тяготеете все-таки к какой-то госслужбе или к преподавательской деятельности?

- Посмотрим. Я сейчас не готов ответить, честно говоря. Я не думал.

- И еще один секрет тогда откройте. Я знаю, что вы из отпуска только что вышли. Вы в эти отпускные дни не встречались с президентом? Или до отпуска?

- Нет, нет.

- Не обговаривали свое будущее и вообще будущее Счетной палаты?

- Да нет, с будущим Счетной палаты все в порядке, она будет действовать в рамках Конституции и закона, у меня переживаний на сей счет нет. А что касается моего будущего – ну, оно в моих руках, я считаю.

- Ну что, мы тогда будем ждать новой должности и также работать…

- Да не обязательно ждать новой должности. Посмотрим. Главное – не терять те отношения, которые у нас сложились с «Комсомолкой». Я думаю, что мы еще поработаем в любом качестве. А Гамов чтобы не забывал, что работает помощником.

- Да, конечно. Сергей Вадимович. И еще – вот за эти 13 с половиной лет у вас, я так прикинул, было несколько тысяч громких проверок. Много было уголовных дел…

- Ну, да, у нас ежегодно где-то 600 проверок, поэтому можешь умножить на 13 – если считать умеешь – и как раз цифра эта получится.

- Да, и были уголовные дела, и административные наказания…

- Были, да. И по нынешним многим материалам они сейчас продолжаются, идут доследственные проверки. Только в этом году уже порядка 100 уголовных дел возбуждено по нашим материалам – особенно по линии Следственного комитета – очень много сегодня уголовных дел.

- Да. И вы вернули в бюджет, по моим подсчетам, где-то около триллиона рублей.

- Пожалуй, так. Мы вернули государству около триллиона... По крайней мере, мы самоокупаемая организация. Тем более, что возвращение средств в бюджет – это не самый главный показатель. Он, конечно, ощутимый, но главный показатель – это наведение порядка в финансовой, бюджетной, кредитной сфере. Это - раз.

И второе – это все-таки и жесткий спрос. Это то, о чем ты говорил – об уголовных делах и так далее. Не все средства можно вернуть, как ты понимаешь. Там, где нецелевое их использование, там, безусловно, мы работаем вместе с министерством финансов в этом плане, и здесь у нас проблем уже сегодня нет.

- Так вот... Что бы вы хотели пожелать своим подопечным или, так сказать, клиентам, пациентам…

- Тем, кого мы проверяем, ты имеешь в виду?

- Да, да.

- Ну, слово «не воровать» уже мне надоело, потому что это очевидно совершенно, и сегодня есть неотвратимость наказания. Правда, может быть, не всегда такая быстрая, как хочется общественности – по некоторым эпизодам. Но главное все-таки – чтобы у нас в стране наконец-то появились эффективные руководители, которые умеют не только считать, но и давать конкретный результат. Страна богатая, люди замечательные – все умеем делать, когда можем.

Но надо, чтобы это были не эпизоды, а чтобы была система. Поэтому вот закон о Счетной палате как раз и ставит перед нами задачу - в первую очередь проведение аудита эффективности и стратегического аудита. Мы вышли на действительно серьезный мировой уровень. Я имею в виду Счетную палату Российской Федерации. .

- Ну что, приятно слышать ваш бодрый голос. Мы желаем вам удачи и надеемся на дальнейшее творческое сотрудничество.

- Да и я надеюсь, что все-таки «Комсомолка» мне и дальше будет звонить не только по случаю моей отставки, но и по случаю каких-то иных позитивных изменений…

- Просто я звонил вам всегда по поводу разных отставок.

- Да, это я помню, это уже у нас традиция с тобой.

- Начиная от премьер-министра и заканчивая вот…

- И директора ФСБ, между прочим.

- Да, да. Ну что – удачи!

- Спасибо. И вам – не терять оптимизма. И писать правду!

- Договорились. Счастливо!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Сергей Степашин о своей «отставке»: «Лишь бы фальстарта не было» Неделю назад наш корреспондент Александр Гамов уже обсуждал с Сергеем Спепашиным его будущую отставку - Ну, вы там сами решайте, как вам быть, когда давать мое «отставочное» интервью». Лишь бы фальстарта не было. А то фальстарт будет. И у вас, и у меня, - ответил нам Сергей Вадимович. И рассмеялся так по-человечески... Потом Степашин добавил: «Если отставка будет, «Комсомолка» в любом случае будет первой, кому я дал интервью по этому поводу» (далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Степашин о своей «отставке»: «Лишь бы фальстарта не было»

Неделю назад наш корреспондент Александр Гамов уже обсуждал с Сергеем Спепашиным его будущую отставку

- Ну, вы там сами решайте, как вам быть, когда давать мое «отставочное» интервью». Лишь бы фальстарта не было. А то фальстарт будет. И у вас, и у меня, - ответил нам Сергей Вадимович. И рассмеялся так по-человечески...

Потом Степашин добавил: «Если отставка будет, «Комсомолка» в любом случае будет первой, кому я дал интервью по этому поводу» (далее).