Ректор Университета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко рассказал о том, как важно вырастить молодых квалифицированных рабочих. Чтобы Петербург не нуждался в кадрах, предстоит решить много задач. Но в вузе к этому готовы.
- Сейчас профессия рабочего считается не очень престижной. И зачем ради этого получать высшее образование?
- Причин много. Во-первых, зарплата у высококвалифицированного работника выше, чем у такого же рабочего со средним специальным образованием. Во-вторых, у человека после вуза появляются перспектива карьерного роста и развития. Посмотрите, какое количество директоров крупных предприятий выросло из простых рабочих! А если нет образования, ни о каком карьерном росте не может быть и речи.
Ну а насчет непрестижности… Сейчас акценты смещаются. Все больше детей идет в средние образовательные учреждения после девятого класса, а не после одиннадцатого. То есть профессия рабочего все больше интересует и девчонок и парней.
- Как мотивировать молодежь на труд?
- Должны быть хорошие условия обучения - новейшая техника и комфортные учебные помещения. Во все это необходимо вкладывать деньги прежде всего городу. Петербург заинтересован в рабочих кадрах и делает это.
Также надо платить студенту достойную стипендию. А после того, как будущий работник получит диплом, - обеспечить ему хорошие условия труда и высокую заработную плату. Интерес и оплата - вот те основы, на которых стоит профессия рабочего в нашем городе.
- Кто должен «выращивать» рабочих?
- Рабочие очень нужны Петербургу. Потому что сейчас семьдесят процентов людей этих профессий - иногородние. А должно быть наоборот. Нужно ориентировать молодых профессионалов на город. На мой взгляд, идеальная комбинация - это когда высококвалифицированных рабочих готовит заинтересованная группа предприятий, которые вкладывают деньги в обучение. Это поддержит систему среднего специального образования, которая так хорошо функционировала в Советском Союзе.
- Как наладить систему подготовки квалифицированных кадров в городе?
- Я сторонник развития вертикальных интегральных комплексов. Воспитывать будущих рабочих нужно, по-моему, на базе крупных научных центров. Тогда выстраивается определенная логика: преподаватели вузов несут научную инноватику студентам, а освоение рабочих профессий происходит в средних специальных заведениях.
- Много ли препятствий для этого?
- Главные проблемы - отсутствие материальной базы и преподавательских кадров. Важно ориентировать будущих работников на город. Этому может помочь единая интегральная структура, которая могла бы функционировать при Комитете по образованию и Комитете по науке и высшей школе. Тогда молодые профессиональные преподаватели смогут воспитать кадры, которые так нужны Петербургу.