Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество9 октября 2013 22:00

"Чайка" Машерова врезалась в меня, как в стену"

Водитель грузовика Николай Пустовит спустя десятилетия после страшной аварии, в которой погиб Петр Машеров, рассказал "Комсомолке" как прошли годы на зоне и могла ли авария быть заговором Политбюро [фото]
Николай Пустовит не считает себя виновным в смерти Машерова, но жалеет, что не объехал то место стороной.

Николай Пустовит не считает себя виновным в смерти Машерова, но жалеет, что не объехал то место стороной.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

В 1980 году на московской трассе возле поворота на Смолевичскую птицефабрику в автокатастрофе погиб руководитель Беларуси Петр Машеров. Его «Чайка» врезалась в выехавший на встречную полосу грузовик, груженный картофелем. Водителя грузовика осудили на 15 лет, но через пять лет выпустили. «Комсомолка» расспросила 66-летнего Николая Пустовита, чувствует ли он себя виновным в гибели первого лица Беларуси и мог ли это быть заговор Политбюро?

Тот пасмурный день, 4 октября 1980 года, у 33-летнего Николая Пустовита, водителя экспериментальной базы «Жодино», не заладился с самого начала. Должны были отправить на погрузку свеклы, передумали и послали грузить картофель. Вместо нескольких часов отгрузка затянулась на полдня…

В дорогу попросились восьмилетний сын и завхоз. Но судьба уберегла их от смерти.

- Если бы они со мной поехали, могли бы погибнуть. Потому что от столкновения мой грузовик загорелся, дверь заклинило, я еле выбрался. Втроем бы точно не вылезли - сгорели бы, - накануне нашего разговора Николай Митрофанович только вернулся из двухнедельной заграничной командировки в свой деревенский дом под Жодино, завтра - снова в долгий путь за рулем огромной фуры.

- Почему вы тогда повернули налево и выехали на встречную?

- Никуда я не поворачивал! Я, наоборот, ехал правее, ближе к обочине. Километров 70 - не больше. Я же не один ехал: и за мной ехали, и впереди. Дорога однополосная, вот и тянулись друг за другом.

Передо мной, почти по центру дороги, ехал МАЗ, нервно ехал: то газанет, то притормаживает. И так несколько раз. Весь обзор мне закрывал, за таким трудно ехать: непонятно, чего хочет.

В какой-то момент я отвлекся: посмотрел в зеркала заднего вида, на спидометр. Поднял глаза, а МАЗ будто остановился, вижу, что еду прямо в него. Я сразу хотел вильнуть, но там перекресток - опасно. Я на тормоза, а к Олимпиаде положили асфальт, чувствую - скольжу. Мой грузовик начало заносить на середину дороги. Понимаю, что сейчас ударюсь о борт МАЗа. И я крутанул руль влево, а сам уклонился правее.

Почувствовал удар, решил, что это МАЗ, и потерял сознание. Из-за этого МАЗа я ничего на дороге не видел...

«Меня спасло шерстяное трико»

- Огонь привел меня в сознание, смотрю: моя машина горит. Левую дверь заклинило, мне рулем выбило зубы, губы разбило, голову, повыбивало пальцы. У меня было семь процентов ожогов тела.

Тогда я остался жив только благодаря шерстяному трико. Все сгорело: штаны, ботинки, носки, ступни обгорели - до сих пор шрамы на пятках! - а трико не загорелось и спасло мне жизнь. Я выполз из кабины, опустился на асфальт и только тогда увидел «Чайку».

"Чайка" Машерова была вся засыпана картошкой из грузовика Пустовита.

"Чайка" Машерова была вся засыпана картошкой из грузовика Пустовита.

Понял лишь, что в ней кто-то из правительства. Но меня сразу отвезли в жодинскую больницу...

- А когда вы узнали, что в «Чайке» был Машеров?

- Мне ничего не говорили, но я понял, что что-то не то. В больнице ко мне приставили охрану. Я ничего не видел - решил, что остался без глаз. Лицо было обожжено, руки опухли, как футбольные мячики…

Назавтра меня решили везти в Минск. Я все гадал: в больницу или в тюрьму? Увидел проволоку и понял - тюрьма. Когда заносили в камеру, я услышал: 4 октября в автомобильной катастрофе погиб Петр Машеров. И понял: это я, всё…

- Говорили, что это мог быть заговор в высших эшелонах власти, мол, спецслужбы издалека воздействовали на ваше подсознание лазером…

- Каким лазером? Если бы я отключился - возможно, а так я помню все до мельчайших подробностей: как начал тормозить, как надвигался на МАЗ, до последней секунды все видел…

- Что первым делом подумали, кого обвиняли?

- Кого я мог обвинить? Водителя МАЗа? Почему он, если видел кортеж, не принял вправо на обочину? Я бы тогда тоже их увидел, ушел бы в кювет, ну разбил бы грузовик - ничего, починили бы…

Следователи сначала были ко мне суровы, но потом разобрались, начали относиться по-человечески. Один даже сказал: «Сидеть ты не будешь, но три года отбудешь»...

Николай Митрофанович уверяет, что не видел на встречной полосе кортеж Машерова.

Николай Митрофанович уверяет, что не видел на встречной полосе кортеж Машерова.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- И мне тогда тоже сказали: «Если бы он столкнулся с каким-нибудь колхозником, который ехал на велосипеде, ему бы ничего не было. А так поймите нас - надо судить!» - присоединяется к разговору супруга Николая Пустовита Тамара Павловна.

«Мама рассказала сон: Машеров пришел к ним в хату с саквояжем…»

- В итоге так и получилось: три года я отбыл на зоне в Могилевской колонии, и два неполные - на стройках. А как поехал на стройки, домой стал приезжать, я тогда в Круглом жил.

- Наверное, миллион раз на зоне прокручивали в голове аварию?

- И думал много, и рассказывал, все ведь расспрашивали. Но я не был на зоне простым зэком. Вначале был дневальным, затем - старшим дневальным. После - старшим бригадиром отряда, в котором было 180 человек. Я на зоне нормально жил: у меня была отдельная комната, библиотека была, перечитал много. По амнистии мне скинули шесть лет и три месяца. В итоге уже через пять лет я вернулся домой, где ждали жена, трое детей, хозяйство. Ведь когда меня забрали, дочке было шесть месяцев…

- Я осталась одна с тремя детьми, в мороз, ни дров не было, ничего... - причитает Тамара Павловна.

- Выжила же! - наигранно серьезно шикает на жену Николай Митрофанович, поясняя, что первое время после трагедии было сложно: - Как только меня спрашивали про аварию - сразу начинался мандраж. Меня аж колотило. Но со временем все забывается…

Николай Митрофанович был передовиком и даже депутатом, но авария перечеркнула все заслуги, и жизнь пришлось начинать заново.

Николай Митрофанович был передовиком и даже депутатом, но авария перечеркнула все заслуги, и жизнь пришлось начинать заново.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Вы винили себя или судьбу?

- После аварии я не раз вспоминал одну ситуацию. Той осенью меня должны были наградить орденом как передовика. Но тянули, потому что я не хотел вступать в партию. И машину новую не давали. Я сказал, что Горький был беспартийным, но партию поддерживал. К тому времени у меня уже была серебряная медаль ВДНХ, я постоянно держал первые места: и на комбайне, и на машине. Был депутатом районного совета.

Так вот, незадолго до трагедии я заехал проведать родителей. И мама рассказала, что приснился ей странный сон. Мол, пришел к ним в хату Машеров в черном пальто и с желтым саквояжем слив. Зашел и сел на кушетку…

Я сразу подумал, что, значит, он и будет меня награждать! Посмеялись, я еще посоветовал маме выспаться хорошенько.

Если бы она рассказала этот сон после аварии, я бы не поверил. А после суда мама подошла и вздохнула: «Я ж табе казала…»

- Это потом мы уже поняли, что черное пальто - это смерть, а слезы - сливы… - вздыхает Тамара Павловна. - Вот и не верь после такого предупреждения в судьбу…

«Я не раз бывал на могиле Машерова»

- Вы не встречались с семьей Машерова?

- Нет. Зачем? Я заезжал на Московское кладбище, на его могилу. Но сейчас у меня не хватает сил там бывать. Однажды мы заехали 4 октября. Старшая дочь Машерова Наталья Петровна давала интервью, я прошел мимо. Я понимаю их горе, зачем еще лишний раз напоминать?

- За руль после случившегося не страшно было садиться?

- Когда вышел, думал, что никогда не сяду за руль. Хотя на зоне ездил, до самых ворот доезжал, но дальше - боялся. Никогда не думал, что буду работать водителем - не хотел еще раз испытывать судьбу. Моя жизнь ведь уже висела на волоске. Но вот уже 20 лет работаю дальнобойщиком, снова рискую.

Когда вышел, взялся за хозяйство: нужно было и колодец вырыть, и дом перестроить. До этого на стройке денег заработал, там зарплата была больше, чем в колхозе. Потом работал на канээске (КНС - канализационная насосная станция. - Ред.)

Права первое время мне не отдавали, говорили, что по приговору их вернут через пять лет после отбытия срока. Тогда я отправился к прокурору. Долго разбирались, но в итоге я заново сдал экзамен по вождению. Приехал за правами, думал, новые дадут, а мне выносят старые, обгоревшие со следом от скрепки, которой они были прикреплены к уголовному делу...

- Страшно было проезжать мимо места трагедии, вы же живете неподалеку…

- После зоны я на тракторе пахал поле прямо возле того перекрестка. Было не столько страшно, сколько неприятно снова и снова возвращаться к тем мыслям.

Первое время после зоны Николай Митрофанович работал трактористом, пахал поле возле места аварии.

Первое время после зоны Николай Митрофанович работал трактористом, пахал поле возле места аварии.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Судья выгнал милиционеров переодеваться»

- Наверное, не раз в вас пальцем тыкали, косые взгляды бросали?

- Нет, меня это минуло, никто никогда в глаза не сказал, не обвинил. Я не считаю себя виновным в этой аварии, но корю себя за то, что не объехал то место стороной.

Когда на суде объявили приговор - 15 лет, у меня перед глазами пошли желтые и красные круги. Я не предполагал, что столько получу. Думал, что, учитывая мои заслуги и награды, дадут меньше. Но я не обижался - понимал, под какую раздачу попал…

Суд прошел быстро. Я согласился с обвинением. А что мне было отрицать? Меня обвиняли в несоблюдении дистанции, превышении скорости, выезде на полосу встречного движения. Авария по неосторожности, повлекшая гибель трех человек. Да, выехал на полметра на встречную полосу, а почему - это мало кого интересовало...

Помню, как милиционеры пришли на суд в форме. А судья их выгнал – сказал переодеваться. Перед законом все равны.

Но я до сих пор не пойму: для чего это дело засекретили, может, что-то там нечисто?

На суде была сестра жены Машерова и жена телохранителя Чеснокова, тоже погибшего в той аварии: посмотрела, заплакала и быстро ушла.

Не знаю, кто что думает, но моя совесть чиста… Мне сейчас 66, но и теперь не могу сидеть на месте, уже 20-й год работаю дальнобойщиком. Первым из хозяйства на заграницу поехал. Объездил и Англию, и Францию, и Бельгию. Возил запчасти из Тольятти, сейчас из Словении возим краску на белорусские предприятия. Побывал на месте гибели принцессы Дианы...

Уже 20-й год Николай Митрофанович работает дальнобойщиком.

Уже 20-й год Николай Митрофанович работает дальнобойщиком.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Я много всего передумал, хоть и годы прошли, но мне и тюрьма снится, и мысли разные бывают. Размышлял, что же стало причиной, почему он погиб, а я остался жив? Они же врезались в меня на большой скорости, как в стенку…

Я родился в воскресенье, на Громницы, 15 февраля, говорят - что в рубашке. Помню, еще бабушка мне сказала: «Ты будзешь шчаслівы!» Наверное, так оно и есть: живой, детей вырастил, внуков поднимаю, дом есть, машина, баню построил. По праздникам на гармошке играю, на бубне. И хозяйство немаленькое: одних пчел вон 18 семей…

Но для меня 4 октября - черный день, поначалу даже дал себе зарок в этот день не выезжать. Всегда, где бы я ни находился, вспоминаю те события, поднимаю рюмку: за то, что остался живой, и за Машерова - чтобы земля была ему пухом.

Сейчас на том перекрестке возвышается крест, который поставили недавно, но отношения к гибели Машерова он не имеет.

Сейчас на том перекрестке возвышается крест, который поставили недавно, но отношения к гибели Машерова он не имеет.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Столкновение было неизбежным»

Одним из первых на место трагедии прибыл командир отдельного батальона ДПС УВД Минской области Сергей Черницкий, который курировал подъездные дороги к Минску, а также сопровождение партийно-правительственных делегаций.

- Было пасмурно, шел дождь. Начальника ГАИ Минской области и меня срочно вызвали с совещания, сказали: «На трассе Москва - Минск погиб Машеров»… - рассказал «Комсомолке» Сергей Николаевич. - Я сразу спросил у дежурного УВД: «Было ли сообщение о поездке Машерова по трассе Москва - Брест в этом направлении?»

Звонка не было, хотя по инструкции нам должны были заранее сообщить о перемещении первого лица. В этом случае мы выделяли машину сопровождения, выставляли посты перекрытия на опасных перекрестках.

Мы срочно выехали на место трагедии, двигались со скоростью 150 - 160 километров в час. Километра за три дорога пошла в гору. И вдруг видим: прямо на нас по нашей полосе на всех скоростях несется МАЗ. Пошел на обгон, несмотря на запрещающую разметку. Почти как ситуация с Машеровым! Как мы ушли от лобового столкновения - для меня до сих пор загадка…

Когда приехали на место аварии, Петра Машерова, его водителя и охранника уже увезли в больницу в Смолевичи. Пожарные тушили горящую «Чайку» и грузовик. Повсюду рассыпавшаяся из грузовика картошка: на проезжей части, на капоте «Чайки».

Все ищут пистолет...

- Чей пистолет искали?

- Вроде охранника, но особо не распространялись. Вдруг появляется человек и говорит, что не надо искать - нашли.

- Вы видели этот пистолет?

- Я не видел, нам сказали, что его отдали сотруднику КГБ.

По рации я дал команду дежурной части перекрыть дорогу у Кургана Славы и Жодино, весь транспорт пускать в объезд по Логойскому шоссе. Службу несли круглосуточно.

- Были разговоры о том, что это была не простая авария?

- (Вздыхает и задумывается.) Были разные домыслы, но мой ответ один: это было обычное ДТП. Ничего бы этого не произошло, если бы соблюдались правила дорожного движения.

Если бы нам сообщили, мы бы дали нашу машину сопровождения. А так «Чайку» Машерова сопровождала перекрашенная в белый цвет «Волга» с проблесковыми маячками. Многие водители, особенно в сельской местности, не понимали, что это за машина?

В то время руководство ГАИ, МВД, Минска и Минской области были категорически против перекраски машины сопровождения Машерова в белый цвет. Но это было указание сверху.

Но главная вина, на мой взгляд, на водителе грузовика, который не соблюдал дистанцию с впереди идущим МАЗом, и когда последний, увидев кортеж, начал тормозить, из-за грозившего столкновения выехал на встречную полосу. Кортеж Машерова мчался на скорости 120 километров в час, столкновение было неизбежным…

- Говорят, что кортеж несся на скорости 160 километров?

- Никогда не поверю! Наш пост стоял на Кургане Славы, ребята засекли: Машеров ехал со скоростью 115 - 120 километров в час. Я хорошо знал водителя Машерова Зайцева - исключительно порядочного человека и настоящего профессионала. Но кто виноват, что Машеров не любил тратить время попусту, поэтому ездили всегда быстро...

Разбираться в случившемся в тот же день приехали специалисты из Москвы: из прокуратуры и КГБ СССР…

- Поэтому дело было засекречено?

- В то время, конечно, было засекречено. Это же был такой удар для всех! Но подписку о неразглашении мы не давали. На суд нас, работников ГАИ, вызвали в качестве свидетелей.

Я считаю, что следствие правильно разобралось: виноват был водитель грузовика, который вез картошку. Допустил ляпсус, за что и получил 15 лет.

- В то время многие чины боялись, что полетят головы…

- И мы переживали, я до сих пор переживаю! А в то время - вы даже не можете представить! А как моя жена переживала! После трагедии я подъехал к своему дому только в три утра, смотрю, жена на балконе плачет. Я вошел - она ко мне: «Что же будет?!» Я лишь ответил: «Что будет, то будет! Следствие разберется…»

- Говорят, незнание не освобождает от ответственности. Вы не думали написать рапорт об отставке?

- Не думал, хотя одно время была мысль уйти. Но потом я взвесил все за и против и решил: «А за что?»

Мне часто снилась эта авария, другой раз и с койки вскакивал. Страшно было. Порой и стыдно было, иногда даже боялся отвечать на вопросы, столько было всяких «почему?..». Это трагедия всего народа. Если быть честным, за тот один день я поседел...

Да, наше государство гарантирует безопасность как приезжих делегаций, так и руководства нашей страны. И мы обязаны их охранять, оберегать, а тут такое. Но нашей вины в смерти Машерова не было. А если и была, то лишь в том, что мы не знали о его перемещении и не смогли уберечь...

Почему Петр Машеров организовал заговор против Политбюро, читайте ЗДЕСЬ.

Как внуки Машерова оказались в США, читайте ЗДЕСЬ.