Скоро абитуриентам не придется гадать, куда поступать, чтобы стать хорошим специалистом.
Накануне мы собрали за «круглым столом» в «КП» чиновников и ректоров, чтобы понять, как и зачем реформируют вузовскую систему.
- Мониторинг эффективности нужен для того, чтобы оценить, какая часть системы высшего образования на данный момент является, условно говоря, больной. Это инструмент принятия управленческих решений, - объясняет Александр СОБОЛЕВ, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки.
Александр Соболев.
Фото: Иван ВИСЛОВ
- По результатам прошлого мониторинга почти сотня госвузов оказались «больны»...
- 30 вузов признаны неэффективными, 71 - нуждающимися в оптимизации.
- Но мы-то понимаем - оптимизация - синоним закрытия.
- Оптимизация - это улучшение. Никто эти вузы не закрывал. Каждый разработал собственную программу развития, региональные власти поделились с этими вузами необходимыми ресурсами. Вузы были реорганизованы. Собственно, минобровских было всего 19. И во всех случаях мы уже видим улучшение результата. Повысилась зарплата преподавателей, вырос средний балл ЕГЭ поступивших в этом году абитуриентов. Улучшилось качество образовательного процесса.
- Вот за полгода?!
- Да. Люди увидели, что идет реальное улучшение образовательного процесса, и, что называется, ногами, проголосовали за эти вузы. Потому что в них теперь есть потенциал развития.
ЧАСТНЫЕ ВУЗЫ УШЛИ В ПОДПОЛЬЕ
- Александр Борисович, список неэффективных появился осенью. Решения были приняты в декабре, реорганизация началась в январе - феврале этого года. Как вы можете оценивать вузы, которые только взялись за реорганизацию, в новом мониторинге?!
- Для них он носит справочный характер. Мы сейчас занимаемся другими вузами. В этом году впервые в мониторинг попало негосударственное и муниципальное высшее образование.
- То есть после обнародования мониторинга-2013 скандалы начнутся с негосударственными вузами...
- Я бы не стал так говорить. В этом году мы выносим на Межведомственную комиссию совсем другой уровень прозрачности вузов. Мы хотим, чтобы все увидели, что собой данный вуз представляет. В этом смысле мы не видим оснований для скандала. Все, что мы получили, будет доступно и для родителей, и для абитуриентов. И тогда они смогут осознанно принимать решение, в какой вуз поступать. В этом и есть задача мониторинга.
- А я все-таки про оптимизацию. Госвузы может принудить к реформированию учредитель. А негосударственные? У них свои учредители.
- Часть негосударственных вузов вообще не приняли участия в мониторинге. Закон «Об образовании» вводит норму, что мониторинг эффективности деятельности является обязательным для всех учебных заведений. Мы обратимся в Рособрнадзор и Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверки деятельности этих вузов.
- Неучастие негосударственных вузов - это бравада или эти вузы существуют только на бумаге?
- Думаю, последний вариант. Это вузы, которые, понимая, что им придется стать публичными, просто уходят с образовательного рынка.
КОМУ ЗАНЕСТИ
- Александр Борисович, мне на днях звонил знакомый, говорил, что у его родственников свой маленький институтик. Но показатели не очень. Советовался, кому занести, чтобы вуз в мониторинге оказался на хорошем месте?
- Ой, эти вопросы и мне часто задают... К счастью, сейчас процедуры публичны и открыты, ничего втихаря подкорректировать нельзя. Информационная система, которая обрабатывает данные, недоступна для такого рода воздействия.
- Тогда поговорим об объективности получаемых данных. Вузы ведь сами предоставляют информацию. Есть большой соблазн прислать красивые цифры.
- У нас есть эффективная система проверки. Мы изучили данные, предоставленные вузами, нашли много неточностей и попросили наших коллег их исправить.
- Неточностей или вранья?
- Пока мы мягко попросили коллег неточности исправить. У нас есть система единого контроля и оценки. Она позволяет проверять статистику. В этом году, мы считаем, проверка данных ведется более эффективно, чем годом раньше.
- Слушайте, годом раньше среди критериев оценки вуза - наличие иностранных студентов. Но вот Сыктывкарский университет. Далеко, добираться сложно. Вуз хороший, но откуда там взяться иностранцам?
- Критерии не работают каждый в отдельности. Это система. В этом году критерии очень серьезно доработаны. Для вузов, имеющих определенную специфику, введены и специальные критерии.
- Так если в прошлом году использовали неточные критерии, может, не стоило на этом основании оптимизировать семь десятков вузов?
- Критерии были правильные. Они сейчас дополнены. Было пять критериев, стало семь. Количество критериев ситуацию не меняет. Если вуз слабый - это будет видно. Не важно, будем его деятельность мы оценивать по пяти критериям или по двадцати. Если нет помещений, нет преподавателей, поступают студенты с низким баллом ЕГЭ - все понятно.
Для сильных вузов есть международные рейтинги, есть другие инструменты, которые используются для сравнения их деятельности. Мониторинг - для того чтобы подсветить ту часть образования, которая обманывает студентов, по сути, выдавая фальшивые дипломы, в том смысле, что они не подкреплены знаниями.
- Когда эти вузы выйдут из тени?
- 21 октября новый мониторинг будет представлен Межведомственной комиссии. Его обсуждение мы будем транслировать в прямом эфире. Любой сможет посмотреть, как принимаются решения по тому или иному вузу. 21 ноября начнется выполнение решений комиссии.
- То есть абитуриенты-2014 будут понимать, какая судьба ждет вуз, который они выбрали?
- Конечно. Более того, следующий мониторинг эффективности мы проведем уже весной 2014 года.
- Мониторинги будут ежегодными?
- Да. Их сдвиг на весну связан как раз с синхронизацией других образовательных мероприятий. Например, с определением контрольных цифр приема - то есть сколько бюджетных мест на ту или иную специальность выделят вузу. От мониторинга будет зависеть и план проверок Рособрнадзора.
КОММЕНТАРИИ РЕКТОРОВ
Марина Истиховская, ректор Сыктывкарского госуниверситета:
- 19 февраля были объединены Сыктывкарский госуниверситет и Коми государственный педагогический институт. В 2012 году, до начала реорганизации, если вместе сложить, то будет более 8000 студентов, почти 600 преподавателей. Что дала реорганизация? Во-первых, активизацию научной деятельности в результате сложения потенциалов двух научных школ. Открыты новые направления подготовки, повысилось качество приема, работодатели активно участвуют в деятельности университета.
В итоге в 2013 году по обоим вузам набор вырос на 13% по сравнению с 2012-м. В том числе коммерческий - было годом раньше 531 студент, а теперь - 687. Люди готовы платить за образование в нашем университете.
Ирина Халеева, ректор Московского государственного лингвистического университета:
- У нас необычная реорганизация: мы не находимся в одном городе. Нашим филиалом стал Иркутский государственный лингвистический университет. Получился своеобразный кластер - евразийское лингвистическое пространство. Мы предложили любопытное название - Евразийский лингвистический институт. В МГЛУ 26 направлений подготовки, в иркутском вузе гораздо меньше. Сейчас мы согласовываем структуру подготовки кадров с руководством области и, исходя из потребностей региона, развернем набор следующего года.
В Москве у нас уже четыре года работает система «Электронный университет». Кадры, финансы, учебные управления - вся информация есть в электронном виде, обрабатывает ее суперкомпьютер. Сейчас мы подключаем к этому компьютеру Иркутск. Это очень важно для управления в целом всем университетом.
Андрей Николаенко, ректор Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ):
- Наш университет образован на базе четырех высших учебных заведений Москвы. Это МАМИ, Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина, Московский государственный вечерний металлургический институт и Московский госуниверситет инженерной экологии. Задача - создать современный инжениринговый вуз. Есть программа стратегического развития, и она распространяется на все ч
етыре вуза. Исключены дублирующие функции в подразделениях, есть серьезная экономия на управленческом аппарате. Завершена оптимизация кафедр. С 1 сентября наше учебное заведение функционирует уже в единой образовательной структуре.
Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)
Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах
британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)
Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)
Почему наши вузы снова оказались на последних местах в британских рейтингах
британский журнал Times Higher Education опубликовал свой рейтинг вузов. Отечественные новостные агентства скорбно сообщили, что «Россия в международном рейтинге... все больше отдаляется от лидеров, ее высшие учебные заведения не входят в список 200 лидирующих» (РИА «Новости»). (Читать далее...)