Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество30 октября 2013 22:00

Рудольф Фурманов: «С актерами не надо ладить, с ними надо общаться»

Руководитель театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова рассказал «Комсомолке», зачем нужны юбилеи и как правильно разговаривать с артистами

Рудольф Фурманов на днях отметил 75-летие. А 29 октября в Кремле президент вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Госнаграду получали выдающиеся люди театрального мира: Марк Захаров, Татьяна Доронина, Инна Чурикова, Юрий Любимов, Маргарита Терехова, Александр Збруев. Фурманов среди них был единственным петербуржцем.

- В Библии сказано: если охотно слушаешь людские похвалы, то нет в тебе страха Божьего, - сказал в ответном слове Фурманов. - Я человек верующий, во мне есть Божий страх. Но я принимаю сегодня в знак признания моего скромного труда с глубочайшей благодарностью высокую награду…

Узнаваемость - еще не признание

- Актеры - люди с характером. Как вы с ними ладите?

- Не собираюсь ни с кем ладить! Я с ними общаюсь. У меня есть своя точка зрения, и ее или принимают, или нет. За добро всегда расплачиваюсь тем же. Помогаю многим артистам, незаслуженно забытым, но об этом на всех углах кричать не надо.

- Современные звезды не «звездят»?

- К этому надо с юмором относиться. Николай Симонов приходил на спектакли за два часа и готовился. А сейчас актер бежит утром на один сериал, днем на другой, а вечером в театр - играть Треплева. Все очень поменялось. Переделывается вся классика, ставку делают на новые технологии… Часто эти «продвинутые» сценические эксперименты - просто неприкрытый непрофессионализм, желание выпятить свое «я». Но зрители чувствуют, что их обманывают, и не стесняются об этом говорить. Сериалы дают артистам узнаваемость. А Миронова, Папанова люди просто любили. Хочу, чтобы вернулся тот театр - Станиславского, Товстоногова…

«Меня многие не любят»

- Вы как к юбилеям относитесь?

- Спокойно. Я и сам делал юбилейные вечера для Николая Симонова, для Товстоногова. У меня до сих пор хранится благодарность Георгия Александровича: «Этого вечера без вас бы не было».

На мое пятидесятилетие приезжали Валерий Золотухин, Михаил Козаков, Элина Быстрицкая, Марк Захаров… И, когда москвичи встретились с нашими ленинградскими кумирами - Лебедевым, Стржельчиком, Фрейндлих, Басилашвили, Боярским, это была такая радость общения.

Когда отмечали пятилетие моего театра, были и Смоктуновский, и Чурсина, Чеханков, Ульянов, Зельдин… Какие имена! Потом у меня на кухне дома все собрались. Кого-то из них уже нет. Такие минуты надо ценить.

- А завистники у вас есть?

- Хорошо сказал Лев Додин: «Многие вас не любят. Вы создали хороший театр, у вас хороший репертуар, это вызывает зависть и злобу. А был бы театр неинтересен, о нем бы не говорили, народ бы не ходил - тогда вас бы все любили и жалели».

В этом есть доля правды. Когда пять лет назад Валентина Матвиенко зачитала приказ о присвоении мне звания народного артиста, у одного моего друга испортилось настроение, и он разорвал приглашение на банкет. С тех пор мне мстит.

- Вы себя сделали сами…

- Только так! Через невзгоды, через боль, горе, потерю близких людей, оскорбления… Но и через некоторую радость. Двадцать лет быть рядом с Андреем Мироновым - это радость. Дня нет, чтобы я его не вспоминал. Люди, которые ушли, наказали меня своим отсутствием. У меня в кабинете над столом висят портреты Леонова, Папанова, Товстоногова, Стржельчика. Они мне оттуда помогают, зная, как был им предан.

«Был инженером - мечтал о театре»

- Как вам пришла идея создать свой театр?

- В 70-х я был на инженерной работе - начальником бюро в институте имени Попова. В те времена познакомился с Андрюшей Мироновым. И я мечтал: вот был бы у меня театр... Даже репертуар придумал. У меня в планах была «Старомодная комедия» с Фрейндлих - это осуществилось в 1992 году. «Как он лгал ее мужу» - после фильма Михаила Ромма. Потом я и это поставил.

У моего выдуманного театра даже были гастроли - в Театре имени Станиславского. Они состоялись в 2011 году - десять дней при аншлагах. Говорят, если очень захотеть, мечта осуществится. Но для этого нужны мозги, нужно трудиться.

- Какой скачок в жизни!

- Ну почему скачок? Я хотел сниматься в кино с детства, но был в себе неуверен. Боялся бросить инженерную работу. Меня бы, как великого Бродского, назвали тунеядцем, судили бы и выслали бы за 101-й километр. Судья спрашивает Бродского: «Где вы работаете?» - «Я поэт». - «Вы тунеядец». Мы за двадцать лет забыли, в какое кошмарное время жили. Только ругаем: сейчас это плохо, то плохо. У нас же всегда виноват президент, премьер-министр, губернатор, директор. А вы сами сделайте что-нибудь, чтобы было хорошо!

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ «ЖИЗНЬ И ПРОИСШЕСТВИЯ РУДОЛЬФА ИВАНОВА»

На судьбу повлиял Райкин

«…Меня, принаряженного в белую рубашку с галстучком, привела моя мама-тетя… Выступление Райкина так эмоционально поразило меня, что с этой минуты я просто помешался на театре. Мог ли я, мальчишка, тогда предположить, что пройдет время и я буду устраивать его концерты по всей стране, стоять на одной сцене с этим гениальным артистом, объявляя его выступления…»

Пережил блокаду

«В четырехлетнем возрасте, при падении бомбы, я был страшно оглушен и напуган, после этого произошло нарушение речи. В школе меня освобождали от экзаменов… Все детство тетя таскала меня по специальным врачам и логопедам, но радикального излечения не наступало - моя дикция до сих пор весьма «специфична».

ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ВАС - БЫТЬ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ?

- Это радость. Краше города нет! Но быть петербуржцем нелегко. Надо понимать город, любить его и людей, которые здесь живут. Тогда можно стать своим, даже если родился в другом месте.

Сергей Филиппов в шестнадцать лет, в 1928 году, приехал в Ленинград. Учился в Вагановском училище, потом пошел в театр Акимова… Город стал ему родным. Возвращаясь после съемок в кино, он первым делом приезжал к Медному всаднику - поздороваться. Лишь потом ехал домой, на набережную канала Грибоедова. Вот это петербуржец!

Георгий Товстоногов и его сестра Нателла Александровна приехали сюда в 1948 году. Они стали петербуржцами? А москвич Басилашвили живет здесь с 1957-го. Он - почетный гражданин Петербурга.

ДОСЬЕ «КП»

Рудольф Давыдович Фурманов родился 22 октября 1938 года в Ленинграде. Вскоре родители разошлись, а через два года от туберкулеза умерла его мать. Воспитывала мальчика тетя. Семья провела в Ленинграде всю блокаду.

Закончил Северо-Западный политехнический институт, учился на театроведческом факультете Ленинградского театрального института.

С 1958 года занялся концертной деятельностью. Работал с Сергеем Филипповым, Николаем Симоновым, Анатолием Папановым, Евгением Лебедевым, Михаилом Козаковым, Владиславом Стржельчиком, Валентиной Ковель, Юрием Яковлевым, Андреем Мироновым.

Сыграл более восьмидесяти ролей в кино и театре. В детстве снялся в фильмах «Первоклассница», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Кортик».

В 1988 году основал в Ленинграде театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.

В 2010-м создал в Петербурге Российскую национальную актерскую премию имени Андрея Миронова «Фигаро».