2016-08-24T03:01:36+03:00

Марк Захаров: «Если актеры в кадре курят по-черному, значит, режиссеру нечего сказать»

Известный режиссер, яркий представитель движения шестидесятников высказал свое отношение к фильму Тодоровского «Оттепель»
Поделиться:
Комментарии: comments65
Пристрастие героев «Оттепели» к никотину настолько бросилось в глаза, что стало поводом для пародии в шоу «Вечерний Ургант».Пристрастие героев «Оттепели» к никотину настолько бросилось в глаза, что стало поводом для пародии в шоу «Вечерний Ургант».
Изменить размер текста:

- Марк Анатольевич, какое впечатление на вас произвела картина?

- Вы меня ставите в гамлетовскую ситуацию: быть или не быть? Отвечать так, как думаю, или чтобы не обидеть коллегу? Из своего кинематографического опыта я знаю: часто бывает, режиссер и актер не знают, что делать. Тогда они закуривают. А бывает, покурят-покурят да и выпьют. Глядишь, и дело само сдвинулось с мертвой точки. Но если бы я снимал картину о кинематографе, таких сцен избегал бы. Или чередовал их и содержательные эпизоды. Иначе возникает ощущение, что создателям картины нечего сказать.

- Но по мироощущению фильм Тодоровского близок к атмосфере тех лет?

- Ощущения - это дело сугубо субъективное. У меня о том времени остались другие впечатления. Помните фильм «Застава Ильича» Хуциева или картины Тарковского? Вот они наиболее точно отражали внутренний мир нашего поколения. Я много наблюдал людей из кинематографического мира, но прототипов мальчика-режиссера Егора Ильича не встречал. Невысокий, худощавый, он напоминает Тарковского. Но при этом его роль в картине для меня остается загадкой. Что он там делает?

- Есть ощущение, что прообраз сценариста Кости - это Геннадий Шпаликов, автор сценария «Я шагаю по Москве». Он тоже покончил жизнь самоубийством...

- Параллели с реальными людьми не могут стать основой картины. В фильме должна быть история, которая цепляет и ведет за собой. А здесь... Сумбур на съемках бывает, особенно если нет продуманного плана, как, например, у Эйзенштейна. Но делать сумбур основой сюжета?

- Главный ингредиент оттепели - свобода - у нас сегодня присутствует. А чего не хватает?

- Не хватает новой политической конструкции. Мы пытаемся создать новый дом из обломков советского здания. Цепляемся за старое, отжившее, боимся думать о завтрашнем дне. Одним словом, стремимся спрятаться от будущего в прошлом.

Марк Захаров своей оттепели в фильме не увидел. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Марк Захаров своей оттепели в фильме не увидел.Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Оттепель ассоциируется с ощущением свободы, надежды, полета. По-вашему, эти эмоции свойственны нынешнему поколению?

- Думаю, да. Сейчас хватает свободы для самовыражения, есть возможность вести серьезный разговор - для тех, кто в состоянии думать. Сегодня не делают тайны из экономических показателей и не засекречивают ЧП. Все-таки надо понимать, что тогда ощущение безмятежности и благополучия создавалось искусственно, усилиями мощной идеологической машины. Газеты и телевидение занимались идеализацией реальной жизни и замалчиванием проблем. Плюс железный занавес, который не позволял взглянуть на самих себя со стороны.

- Сказался ли на качестве «Оттепели» выбранный формат - телесериал, который по сравнению с полным метром считается жанром менее высоким?

- В какой-то степени да. За всю историю нашего кинематографа я знаю только один удачный сериал - «Семнадцать мгновений весны». Тодоровскому не удалось создать второй прецедент, и я не придираюсь. У Валеры был фильм «Страна глухих», он стал явлением для нашего кино. И я о его работах сужу по этой планке.

Первый канал, «Оттепель», понедельник-вторник, 21.30.

Еще больше материалов по теме: «Сериал «Оттепель»»

Понравился материал?

Подпишитесь на нашу тематическую рассылку Сериалы, чтобы не пропускать интересные материалы

 
Читайте также