Патрисия Каас.
Мадемуазель Каас в начале 90-х была олицетворением изысканного французского шарма, она пела на своем языке о чем-то манящем, далеком и таком желанном. Советский Союз прекратил существование, границы открылись, и Париж стал доступен простым смертным, имеющим загранпаспорт. А Патрисия до сих пор остается символом той самой несбыточной французской мечты.
- Патрисия, в своей новой программе вы поете песни французского воробушка Эдит Пиаф. Почему?
- Моя программа приурочена к 50-летию со дня смерти этой великой певицы. У Эдит Пиаф необыкновенный по силе и внутреннему содержанию репертуар. Я хочу открыть для нынешнего поколения необыкновенный мир великой певицы, передать со сцены ее грусть, печаль, боль, веру в Бога. А еще вспомнить людей, которые сыграли в ее жизни важную роль, как, например, Жан Кокто. Но я не собиралась слепо копировать ее, все-таки мой концерт - это трибьют. Я стараюсь передать свои эмоции и мысли о жизни, такой, как на этом концерте, люди видят меня нечасто.
- В 2007 году вышел биографический фильм «Жизнь в розовом цвете», в котором Эдит Пиаф сыграла актриса Марион Котийяр. За эту роль Марион получила «Оскар». Как вам эта лента?
- Я ее не смотрела, причем специально. Я много читала о Пиаф, общалась с людьми, которые были с ней знакомы. А вот фильмы о ней смотреть совершенно не хотелось, чтобы не копировать ее. Пиаф - единственная в своем роде!
- Эдит Пиаф приписывают множество афористически метких высказываний. Например: «Если у мужчины красивые руки, по-настоящему красивые, он не может быть уродливым внутри. Руки не лгут». Вы с ней согласны?
- Какое интересное высказывание! И очень неожиданное, ведь, как известно, ее большой любовью, возможно, главной в жизни, был боксер Марсель Сердан. А боксеры, как известно, не отличаются красивыми руками! Пиаф всегда нужно было чувствовать себя любимой, поэтому у нее было столько мужчин. И она дико боялась, что когда-нибудь это закончится. Она пропитывала свои песни болью, когда любовь проходила.
- Как вы относитесь к любви поклонников? И вообще считаете ли проявления этой любви бедствием?
- Здорово, когда тебя любят, но иногда я не могу понять поклонников, которые хотят стрижку, как у тебя, такую же фигуру или нос. Меня пугает, когда человек пытается стать моей копией! Вообще поклонники поклонникам рознь. Я люблю находиться на сцене, разделять с публикой свои эмоции, улыбки и слезы. Но я также нуждаюсь в том, чтобы у меня была часть жизни, которая доступна только моим близким. Люди, которые приближаются к тебе после концертов, хотят слишком многого - условно, дашь им палец, а они руку по локоть откусят. Поэтому я вынуждена стараться себя защищать. Но мне кажется, когда таких проявлений любви не будет, я начну скучать по ним.
«Мадемуазель с собачкой» признается, что за время, проведенное на гастролях по нашей стране, стала лучше понимать русских.
- В любом из городов России, куда вы приезжаете с концертом, вам приносят подарки.
- Да, в России мне часто дарят необычные вещицы. Однажды, например, принесли матрешку, которую специально для меня разрисовали детишки. Я очень ее люблю.
- А в Челябинске вам подарили фрагмент упавшего там метеорита. Наверное, это самый странный подарок, который вы когда-либо получали...
- Это очень редкая вещь, я знаю! Он лежит в моей квартире в Париже в специальной коробочке.
- Понимать сложную русскую душу научились?
- Я ведь с востока Франции, там люди тоже не сильны в выражении эмоций. Мы отличаемся от американцев, которые при встрече трясут руку так, что все ваше тело приходит в движение! Мы тоже не восхищаемся погодой, не спрашиваем, как поживает ваша жена или муж. Конечно же, мы с вами разные. За последние 20 лет я много раз приезжала в Россию, и мне кажется, что я стала понимать вас лучше. Может, дело в том, что я сама по характеру похожа на вас. А может, за эти 20 лет мы очень сильно прикипели друг к другу. И дело не только в песнях. Вы пустили меня в свое сердце, и я отвечаю вам взаимностью.
- В 2002 году вы выпустили альбом Piano Bar, в который вошла известная песня Yesterday When I Was Young - «Вчера, когда я была молода». Не кажется ли вам, что молодости сейчас придают невероятно важное значение, возводят в культ? Женщины стараются отрицать свой возраст, правильно ли это?
- Это все зависит от того, насколько далеко они заходят и насколько экстремальными методами пользуются. Если вам 50 или 60 лет и вы одеваетесь, как будто вам 30, это грустновато. Мне кажется, что в жизни должно быть что-то другое - например, опыт, то, что ты можешь показать. Конечно же, в зрелом возрасте необязательно одеваться в печальные невыразительные платья и позабыть о мейк-апе. В любое время можно выглядеть достойно, не пытаясь быть тем, кем ты не являешься. Природу не обманешь. Есть вещи, которые ты не в силах изменить. В женщине, которая умеет преподносить себя в соответствии со своим возрастом, гораздо больше шарма. И это тоже очень непростой труд.