Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
В мире11 февраля 2014 22:00

Евросоюз держит новичков за бедных родственников

Какими оказались последствия вступления в ЕС для стран Восточной Европы?
С каждым годом в городах Европы все больше людей протестует против политики ЕС в отношении их стран.

С каждым годом в городах Европы все больше людей протестует против политики ЕС в отношении их стран.

Фото: REUTERS

Европейский союз в последние годы вызывает неоднозначную реакцию. У его относительно новых членов налицо явное разочарование – надежды на резкий скачок доходов, рост экономики и прочие блага от приобщения к западной цивилизации не оправдались и все большее количество людей понимает, что они так и останутся несбыточными мечтами. А у стран-кандидатов на вступление в ЕС и у тех государств, которые собираются заключить соглашения об ассоциации с ЕС все еще кружится голова от нарисованных специально для них перспектив.

Между тем, 1 мая нынешнего года исполнится круглая дата – ровно 10 лет – с того момента, как ряды ЕС пополнили сразу 10 новых государств Центральной и Восточной Европы. 1 мая 2004 года население и власти Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии встретили как праздник. В 2007-м в ЕС вступили Румыния и Болгария, а совсем недавно. 1 июля 2013-го, к Евросоюзу присоединилась и Хорватия. И, наверное, в преддверие круглой даты, и не только по этой причине, есть смысл посмотреть, что нашли, а что потеряли новообращенные «евросоюзники».

ОТ ТАЛЛИННА ДО ТАЛЛИНА - ДАЛЕКО

Бывшие советские прибалтийские республики Эстония, Латвия и Литва, дружно став независимыми государствами, так же вместе вступили в Евросоюз. Конечно, по большому количеству экономических параметров страны не отвечали предъявляемым требованиям, но искушение у ЕС принять в свои ряды не просто государства бывшего социалистического лагеря, а республики из состава самого СССР

Про то, что промышленность этих стран перестала существовать, написаны уже сотни статей. Да и зачем это нужно, если ставку власти сделали на предоставление транспортных услуг и развитие туристических зон. Бывшие заводы и фабрики стали складами и торговыми центрами. На этом фоне вполне закономерным выглядит итог падения производства в этих странах, особенно ярко проявившееся в ходе последнего кризиса - Латвия суммарно потеряла 77% от годового объема производства в докризисный период. Литва — 44%. Эстония — 43%. Как-то неудивительно, что зарплаты населения при этом в этих странах снизились на 10-15%.

Но ведь не безвоздушном же пространстве живут прибалты. Вокруг полно новых союзников, друзей. Неужто они не помогут? Помогают, дают деньги и благодаря этому экономики этих балтийских стран еще кое-как держатся на плаву. Но помогают совсем не безвозмездно. Дают в долг и под проценты. В результате с 2003 по 2012 годы внешний долг по отношению к ВВП в Литве вырос с 40% до 78%, в Эстонии – с с64% до 98%, а в Латвии вырос вдвое – с 73% до 145%.

А что самое главное – выхода из этой ловушки не предвидится. Потому что становится просто некому работать на отдачу долгов. Население этих стран за те же годы убывает не только по естественным причинам, но и из-за отъезда за рубеж.

По сравнению с периодом так называемой «советской оккупации», когда республики развивались по всем направлениям, картина похожа на анекдот, когда вышедшие на дорогу туристы спросили эстонца: «Далеко ли до Таллина? – Недалеко». И они пошли вместе с ним. Шли весь день и не дошли. Рассердились: «А говорил – недалеко!» Эстонец подумал и ответил: «Теперь далеко!». Так что нынешнему Таллинну уже недостижимо далеко до советского Таллина.

ЗАДУШЕНЫ В СОЮЗНИЧЕСКИХ ОБЪЯТИЯХ

А может, так дела обстоят только в странах бывшего Союза. А у более настоящих европейцев все хорошо. Вот, например, Венгрия. Из 10 млн человек населения почти 40% живут ниже черты бедности. Внешний долг вырос до 80% ВВП. Убыль населения уже стала устойчивой тенденцией. От промышленности – воспоминания. Гордость автомобилестроения Венгрии, завод по выпуску автобусов «Икарус», был продан как раз в год вступления страны в ЕС, потом куплен концерном «Вольво», а сейчас выпускает по несколько штук автобусов в… год. А выпускал до 14 тысяч автобусов за год.

Впрочем, Венгрия никогда не рассматривалась как ведущая промышленная держава, в отличие от Чехии, например. Зато аграрный сектор у нее был мощнейший. И растениеводство, и животноводство, и пищевая перерабатывающая промышленность – по подсчетам экспертов, 10-миллионная Венгрия могла накормить еще не менее 30 миллионов человек. Из всего продовольственного комплекса сейчас хорошо чувствуют себя только токайские вина. Сельхозпроизводство сократилось в 9,5 раза. Обанкротились десятки тысяч фермеров. Евросоюз наводнил местный рынок дешевой продукцией и держал цены, пока не разорились местные производители. После этого цены пошли вверх.

Безработица среди молодежи достигла 28%. А срок получения пособия по ней был недавно сокращен с 6-ти месяцев до 3-х. И получают его лишь те, кто ходит копать канавы, убирать улицы на общественных работах. Средняя зарплата – 400 евро. И очереди за бесплатной похлебкой.

Отдельная песня – иностранные инвестиции. Сейчас в стране действует 30 тысяч иностранных предприятий, которые имеют десятилетний режим налоговых льгот. То есть от них в казну не поступает почти ничего. А как только 10 лет истекают, компания говорит «Адью!» и перестает существовать. Сейчас все чаще в Венгрии разные политические силы поднимают вопрос о референдуме по выходу из ЕС.

В аграрной солнечной Болгарии ситуация еще хуже. За последние годы численность населения сократилась с 9 до 7 миллионов человек. 80% пищевого рынка занято низкокачественным импортом из-за ограничений, введенных для местных аграрием Евросоюзом. В результате в Болгарии продаются турецкие «пластмассовые» помидоры, лук из Китая, брынза из Франции, «болгарский» перец из Голландии. К 2013 году в Болгарии осталось менее 40% мест от имевшихся до вступления в ЕС. Официальная безработица 20%, а на севере страны и все 60%. И после того удивляться, что на грани нищеты живет более 49% населения, вряд ли стоит. Демографы подсчитали, что к 2060 году население Болгарии упадет ниже 5 млн человек, из которых полтора миллиона будут цыганами. Единственным народом в Болгарии, численность которого растет.

А вот, например, Румыния. У нее было меньше времени в ЕС (вступила в 2007-м), но «успехи» страны впечатляют. С этого момента внешний долг Румынии вырос в 5,5 раз и сейчас составляет 101 млрд. долларов. Уровень жизни населения в 2,5 раза ниже среднего по ЕС, 40% населения пытаются вырваться из нищеты, а почти 3 миллиона румын уехали из страны и не хотят возвращаться назад. А куда, если рабочих мест становится все меньше, средняя зарплата у работающих за годы пребывания в ЕС увеличилась лишь на 66 евро, зато минимальная – одна из самых низких в Евросоюзе – 157 евро в месяц. Зарплата! При всем этом, Румынию, имеющую свою нефть и три НПЗ, Брюссель обязал установить высокие цены на бензин и запретил субсидии сельхозпроизводителям. Кстати, о бескорыстии евросоюзников. С момента присоединения к ЕС Румыния выплатила 8,4 млрд. евро Брюсселю в виде взносов, а получила от ЕС в виде помощи 3,67 млрд. евро. А когда ситуация дошла до пиковой, МВФ и ЕС, оказали Румынии финансовую «помощь», обязав правительство снизить зарплаты в госсекторе на 25%, пенсии — на 15%, а также свернуть ряд социальных программ и сократить сотни тысяч госслужащих.

Хорватия всего в прошлом году вступила в ЕС, но и там уже успели почуять неладное. Внешний долг вырос до 40 млрд. долларов. Введение визового режима по требованию ЕС со странами, не входящими в Шенген, снизило количество туристов на 25%, не позволив стране заработать сотни миллионов долларов, а 300 миллионов евро ежегодно в общую кассу Брюсселя «вынь да положь». При этом, Хорватия не может беспошлинно торговать с традиционными партнерами, а в ЕС ее товары не нужны. Кроме того, и ее сейчас заполонили товары из стран, которым ЕС благоволит, так что крах хорватского агросектора уже начался. Молодежь, среди которой безработица достигла 50%, навостряет лыжи куда угодно, в более благополучные страны, лишь бы не оставаться на Родине.

Нынешние руководители этих стран пытаются с тем или иным успехом поддерживать хотя бы относительное благополучие за счет новых кредитов, ввергая свои страны во все новые долги и взваливая бремя расплаты на следующие поколения. Оставляя свои страны, таким образом, просто без будущего.

И можно было бы попытаться списать все на тяжкое социалистическое наследие, хотя в тех же Венгрии, Румынии, Югославии и даже Польше социализм был весьма относителен. Но что тогда делать с Грецией, Кипром, Испанией, отнюдь не новичками в ЕС? А про новичков, «молодые демократии» стран Центральной и Восточной Европы, наверное, лучше всего сказал экс-министр экономики и финансов Румынии Варужан Возганян.

- После того как мы вошли в ЕС, мы поняли, что мы не являемся конкурентоспособными. Я также заметил, что гораздо тяжелее быть бедным внутри ЕС, чем вне его, - заявил этот чиновник и горько подытожил. - Голодная Румыния в ЕС должна сидеть с остальными странами за накрытым столом, но не прикасаться к еде.

Увы, но это, оказывается, не только про Румынию, а почти про все «младшие члены» ЕС. Европейский стол действительно богат и ломится, но даже если тебе найдут за ним место, то вовсе не обязательно разрешат кушать. Ты хотел за стол? Тебя пустили. А больше не обещали. Сиди, глотай слюни. Худей.

А В ЭТО ВРЕМЯ Старый друг хуже новых двух? Черногория - уже не рай для граждан России. В Европе нет, наверное, такой страны, в которую и российский бизнес, и сами наши сограждане инвестировали так много и так щедро, как в Черногорию. Компании из России интересовали промышленные предприятия, площадки под строительство курортов и т. д. А россиян - недвижимость. Причем по большей части для получения ренты от сдачи коттеджей и прочего жилья туристам, в том числе и из России. Дело было весьма выгодное для всех сторон, Черногория - рай для отдыхающих, количество туристов (немногим менее миллиона в год) больше населения страны (около 600 тысяч человек). А кроме дохода от сдачи жилья, недвижимость тут еще и росла в цене. И вряд ли стоит удивляться, что более 20 тысяч граждан России имеют здесь дома и квартиры и россиянам принадлежит треть зарегистрированных иностранцами компаний. В общем и целом за прошлый год только напрямую из России инвестиции в Черногорию оценивались в 1,1 млрд. долларов. Крупный бизнес вложился в покупку металлургических заводов и месторождений полезных ископаемых, строительство курортов и гостиниц. Люди и деньги из России в немалой степени способствовали тому, что Черногория из беднейшей провинции бывшей Югославии, из нищей страны, где в 90-х свирепствовала гиперинфляция, вторая по величине за всю историю человечества (в январе 1994-го она, например, составила 3 миллиона процентов), превратилась в относительно процветающее государство. Но тут местной элите захотелось в Евросоюз, а в Брюсселе возражать не стали. Черногория - небольшое, конечно, зернышко. Но для Запада куда важнее, чтобы братья-славяне с Балкан перестали оглядываться на Россию. И сказочке начал приходить конец, хотя в Евросоюз страна еще не вступила. Грядущий отказ от безвизового режима с Россией грозит серьезными потерями туристическому рынку. Самые оптимистичные оценки говорят о падении потока отдыхающих из России на 20 - 25%. Восполнить наших туристов попросту некем. Снижение цен на недвижимость из-за кризиса продолжится уже из-за снижения числа туристов. Активы, подешевевшие на 10 - 15%, уже начали терять свою привлекательность. А впереди - еще большее падение. В общем, как подсчитали экономисты, в результате вступления в Евросоюз Черногория до 2025 года потеряет свыше 1,5 млрд. долларов (в ценах 2012 г.). На фоне грядущих трудных времен тем более удивительным на первый взгляд кажется настоящая антирусская кампания, развернутая руководством Черногории. Алюминиевый комбинат, купленный структурами Дерипаски, отобрали у владельца и обанкротили в рекордные сроки. А его финансового директора, между прочим, гражданина РФ, арестовали, обвинив в краже электроэнергии у европейской энергосистемы, к которой комбинат вообще не подключен. Топ-менеджерам российских гостиничных компаний, управляющих отелями в Черногории, отказывают во въезде. Местные бюрократы отказываются оформлять документы на приобретенную русскими недвижимость. Целая серия краж из домов русских не расследуется, 44 россиянина стали жертвами мошенников в сфере недвижимости. Эти мошенники и сейчас живут в Черногории. Зато местные суды практически всегда принимают решения в пользу жителей Черногории, подающих иски к российским компаниям и гражданам. Антироссийские настроения чиновников понятны. Им очень хочется угодить Евросоюзу, и они считают, что лучшего пути, чем нагнетать антироссийскую истерию, нет. Вот только обычным черногорцам от этого может стать гораздо хуже. Ведь исход российских инвесторов из Черногории уже начался. И вряд ли его теперь остановишь.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Старый друг хуже новых двух?

Черногория - уже не рай для граждан России.

В Европе нет, наверное, такой страны, в которую и российский бизнес, и сами наши сограждане инвестировали так много и так щедро, как в Черногорию. Компании из России интересовали промышленные предприятия, площадки под строительство курортов и т. д. А россиян - недвижимость. Причем по большей части для получения ренты от сдачи коттеджей и прочего жилья туристам, в том числе и из России. Дело было весьма выгодное для всех сторон, Черногория - рай для отдыхающих, количество туристов (немногим менее миллиона в год) больше населения страны (около 600 тысяч человек). А кроме дохода от сдачи жилья, недвижимость тут еще и росла в цене. И вряд ли стоит удивляться, что более 20 тысяч граждан России имеют здесь дома и квартиры и россиянам принадлежит треть зарегистрированных иностранцами компаний. В общем и целом за прошлый год только напрямую из России инвестиции в Черногорию оценивались в 1,1 млрд. долларов. Крупный бизнес вложился в покупку металлургических заводов и месторождений полезных ископаемых, строительство курортов и гостиниц.

Люди и деньги из России в немалой степени способствовали тому, что Черногория из беднейшей провинции бывшей Югославии, из нищей страны, где в 90-х свирепствовала гиперинфляция, вторая по величине за всю историю человечества (в январе 1994-го она, например, составила 3 миллиона процентов), превратилась в относительно процветающее государство. Но тут местной элите захотелось в Евросоюз, а в Брюсселе возражать не стали. Черногория - небольшое, конечно, зернышко. Но для Запада куда важнее, чтобы братья-славяне с Балкан перестали оглядываться на Россию.

И сказочке начал приходить конец, хотя в Евросоюз страна еще не вступила. Грядущий отказ от безвизового режима с Россией грозит серьезными потерями туристическому рынку. Самые оптимистичные оценки говорят о падении потока отдыхающих из России на 20 - 25%. Восполнить наших туристов попросту некем. Снижение цен на недвижимость из-за кризиса продолжится уже из-за снижения числа туристов. Активы, подешевевшие на 10 - 15%, уже начали терять свою привлекательность. А впереди - еще большее падение. В общем, как подсчитали экономисты, в результате вступления в Евросоюз Черногория до 2025 года потеряет свыше 1,5 млрд. долларов (в ценах 2012 г.).

На фоне грядущих трудных времен тем более удивительным на первый взгляд кажется настоящая антирусская кампания, развернутая руководством Черногории. Алюминиевый комбинат, купленный структурами Дерипаски, отобрали у владельца и обанкротили в рекордные сроки. А его финансового директора, между прочим, гражданина РФ, арестовали, обвинив в краже электроэнергии у европейской энергосистемы, к которой комбинат вообще не подключен.

Топ-менеджерам российских гостиничных компаний, управляющих отелями в Черногории, отказывают во въезде. Местные бюрократы отказываются оформлять документы на приобретенную русскими недвижимость. Целая серия краж из домов русских не расследуется, 44 россиянина стали жертвами мошенников в сфере недвижимости. Эти мошенники и сейчас живут в Черногории. Зато местные суды практически всегда принимают решения в пользу жителей Черногории, подающих иски к российским компаниям и гражданам.

Антироссийские настроения чиновников понятны. Им очень хочется угодить Евросоюзу, и они считают, что лучшего пути, чем нагнетать антироссийскую истерию, нет. Вот только обычным черногорцам от этого может стать гораздо хуже. Ведь исход российских инвесторов из Черногории уже начался. И вряд ли его теперь остановишь.