Премия Рунета-2020
Пермь
+5°
Boom metrics
Общество19 марта 2014 12:53

«Всю жизнь копила на отдельную квартиру, а когда переехала - узнала, что дом сносят»

Кирпичную трехэтажку на окраине Перми построили без разрешительных документов

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Дом - игрушка

- Я всю жизнь промаялась в коммуналке, вырастила там детей и теперь, когда они стали взрослыми и разъехались, решила, наконец-то, пожить в своей собственной квартире, - говорит Любовь Гусельникова, жительница одной из квартир дома по 1-му Мозырьскому переулку. – Нашла объявление о продаже недорогой «двушки», купила, сделала ремонт, въехала, а через месяц из новостей по телевизору узнала, что наш дом сносят. Мы, жильцы, даже не знали, что идут какие-то суды. Нас просто поставили перед фактом: дом построен самовольно, деньги за квартиры спрашивайте с того, кто вам их продал.

Трехэтажный кирпичный дом на окраине Перми, в микрорайоне Голованово (это Орджоникидзевский район) - как игрушка. Небольшой, уютный, в тихом зеленом местечке с собственным садиком. Магазины и остановка - в двух шагах. И цены на «метры счастья» - совсем невысокие.

Любовь Гусельникова, к примеру, приобрела свою за 1 миллион 550 тысяч рублей, еще 200 тысяч вложила в ремонт - жилье продавалось без отделки.

Подлежит сносу

Гром грянул неожиданно. Жильцы были просто в шоке, прочитав в газетах новость от судебных приставов:

«По решению Орджоникидзевского районного суда многоквартирный жилой дом по адресу: 1-й Мозырьский переулок,19 подлежит сносу, так как построен без соответствующего разрешения и с техническими нарушениями, которые влекут опасность для проживания людей».

Дом-призрак индивидуальный предприниматель Андрей Портнов начал строить весной 2011 года на пустыре частного сектора - раньше местные жители устроили здесь свалку. Земля у бизнесмена в собственности. А то, что дом проходит по документам как индивидуальный, так Портнов надеялся со временем хотел переоформить его в многоквартирный… но не вышло.

По соседству с первым домом предприниматель собирался построить еще две трехэтажки и газовую котельную. К участку поведены трубы централизованного водоснабжения и водоотведения (правда, только для индивидуального жилого дома, в расчете на одну семью). Монолитные конструкции первого этажа второго дома уже готовы, но есть ли смысл продолжать стройку?

- Когда я приобрел этот земельный участок, он находился в зоне Ж-3 - с разрешенным строительством до 4-х этажей, - рассказал «КП» Андрей Портнов. - Когда дом был уже готов, эта зона оказалась под индивидуальной жилой застройкой. Вся эта чехарда случилась из-за принятия Генплана, когда весь микрорайон попал под малоэтажную застройку. Но вы же видели, что там стоят и пятиэтажки, и десятиэтажные дома.

Возможно, никто бы и не заметил, что в частном секторе появился многоквартирный дом. Но жители окрестных домовладений начали жаловаться в районную администрацию, что их стало подтоплять. Дело в том, что раньше в овражек, где Портнов построил дом, стекались сточные воды с окрестных улиц, а теперь они потекли на огороды жителей микрорайона. Чиновники администрации Орджоникидзевского района приехали с проверкой и ахнули - вместо значащегося по документам частного дома они увидели многоквартирный.

Жители "дома-призрака" отдали за новые квартиры последние деньги, а теперь не имеют даже прав на недвижимость.

Жители "дома-призрака" отдали за новые квартиры последние деньги, а теперь не имеют даже прав на недвижимость.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

- Это дом был возведен очень быстро, и явных визуальных признаков многоквартирного дома во время строительства не было, - объяснили местные чиновники. - Кроме того, 3 августа 2011 года на него было зарегистрировано право собственности за Портновым Андреем Георгиевичем как на индивидуальный жилой дом. А 14 марта 2012 года на жилой дом было зарегистрировано право общей долевой собственности - на 16 человек. Эти люди пытались в судебном порядке выделить свои доли в натуре, но Арбитражный суд Пермского края им отказал.

В итоге в декабре 2012 года краевая инспекция Госстройнадзора сделала вывод, что возведенное строение фактически является многоквартирным жилым домом, и администрация Орджоникидзевского района подала в суд, чтобы признать этот дом самовольной постройкой и снести его.

В доме 15 квартир, заселены шесть. Собственников среди жильцов нет - у них на руках предварительные договоры купли-продажи квартир, которых юридически никогда не существовало. Ни один договор не зарегистрирован в органе госрегистрации, а значит права собственности на помещения у людей нет.

- Что нам теперь делать? – переживает еще одна жительница дома Людмила Каткова. - Если дом снесут, то деньги за эти квартиры нам точно никто не вернет, а если и будут возвращать, то мизерными частями. А где нам жить? На Портнова в суд подавать мы не собираемся - новые квартиры он нам все равно не купит. А если бы хотел нас обмануть, то не пытался бы сейчас строить новые дома на участке, отстаивать законность этого дома в суде, а просто бы продал квартиры и исчез.

Теперь жильцы надеются, что им удастся сменить зону индивидуальной застройки под домом на зону многоквартирных жилых домов. Для этого нужно провести общественные слушания и заручиться поддержкой жителей микрорайона - что они не против соседства со своими частными домиками трехэтажного.

- Администрация района не будет инициировать смену территориальной зоны, так как ее смена не исключит угрозы жизни и здоровью граждан со стороны объекта, построенного самовольно в отсутствие проектной документации, разрешения на строительство, разрешения на ввод дома в эксплуатацию, а также с нарушением градостроительного законодательства, - сообщили в районной администрации.

Что теперь? 20 апреля собственники долей (самих жителей даже не информируют о судьбе строения) в доме будут пытаться оспорить решение о принудительном сносе постройки в суде. А пока судебные приставы дали ее владельцам срок до июня этого года, чтобы они сами снесли самовольное строение. В противном случае чиновники оставляют право сноса многоквартирного дома за собой с последующим предъявлением счета за работу подрядчиков собственникам постройки.