Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
БАМ7 мая 2014 12:00

Инвестиции в развитие магистрали составят 560 миллиардов рублей

Из них большую часть составят средства РЖД [нынешнее состояние и перспективы БАМа]
Юрий ЛЕВИН
В ближайшие годы пропускная способность магистрали возрастет, на БАМ придет новейшая техника.

В ближайшие годы пропускная способность магистрали возрастет, на БАМ придет новейшая техника.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Сегодня БАМ - это главная (широтная) линия магистрали протяженностью 3110 км – участок Усть-Кут (на реке Лене) – Комсомольск-на-Амуре. К нему прилегают 2 участка, построенные в конце 40-х – начале 50-х годов: Тайшет – Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

С Транссибирской железной дорогой БАМ связывается тремя соединительными линиями: Бамовская - Тында, Известковая - Ургал и Волочаевка - Комсомольск. В настоящее время двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены (704 километра) и однопутная - от Лены до Таксимо (725 километров), на остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога с тепловозной тягой.

Общая протяженность этого второго магистрального (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожного выхода к Тихому океану от ст. Тайшет до Советской Гавани составляет 4300 км. Магистраль пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республик Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края.

В организационном смысле в 1996 году Байкало-Амурская железная дорога была расформирована, а на ее участках осуществляют свою хозяйственную деятельность Восточно-Сибирская и Дальневосточная железные дороги – филиалы РЖД.

В настоящее время по направлению Тайшет – Тында – Комсомольск объем перевозок в грузовом направлении составляет порядка 12 млн тонн в год.

Также БАМ перевозит около 10 млн человек в год — то есть около 1% пассажирских перевозок по стране. Интенсивность движения пассажирских поездов по магистрали незначительна — одна-две пары поездов в сутки, как в дальнем, так и в пригородном сообщении на участке Комсомольск—Северобайкальск, и около 10 пар на западном участке.

Завершение строительства БАМа решило задачи общенационального уровня:

- открыт доступ к природным ресурсам огромного региона;

- обеспечены транзитные перевозки; создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 000 км по российским железным дорогам.

В военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе;

- может стать опорным стержнем хозяйственного освоения обширной территории (около 1,5 млн. кв. км), богатой ценными запасами минерального сырья, топливно-энергетическими, лесными ресурсами.

Являясь самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы России, магистраль сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 километров, Ванино - почти на 500 километров, Якутии - на 600 километров, а для пассажиров и грузов, которые следуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, - на 1000 километров.

Строительство магистрали обошлось государству в ценах 1991 года без учета упущенной выгоды в 17,7 миллиарда рублей.

В 2013 году РЖД приступило к реализации одного из крупнейших проектов своей инвестиционной программы – модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба с развитием пропускных и провозных способностей этих магистралей.

Этот крупнейший инфраструктурный проект, по решению правительства России, получил государственную поддержку в объеме 260 млрд рублей, включая 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. В настоящее время общая стоимость проекта оценивается РЖД в 560 млрд рублей, из которых большую часть – 300 млрд рублей – компания планирует инвестировать из собственных источников.

Модернизация позволит к 2020 году осуществить объемы вывоза грузов с основных месторождений полезных ископаемых Восточного полигона в размере 113,2 млн тонн с ростом на 55,3 млн тонн по сравнению с показателями вывоза 2012 года.

Уже проведен комплекс подготовительных мероприятий по реализации развития инфраструктуры Восточного полигона. В частности, осуществлен независимый технологический и ценовой аудит проекта с привлечением ведущих мировых аудиторов, результаты которого были рассмотрены на экспертных и общественных слушаниях и направлены в правительство России.

Сейчас в регионах прохождения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с привлечением местных проектных институтов развернута активная фаза проектирования, подготовлены графики выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.