Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Авто7 мая 2014 17:40

Налог на роскошные авто: что он изменит?

Новые ставки лягут на плечи граждан, отождествляющих себя в обществе со «средним классом».
Алексей ТУЗОВ
Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр».

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр».

4 марта Министерство промышленности РФ опубликовало на своем сайте официальный список автомобилей, которые входят в категорию «роскошные» и теперь облагаются повышенным налогом. Напомню, сам закон, уточняющий коэффициенты при исчислении транспортного налога для дорогостоящих легковых автомобилей, вступил в силу еще 1 января 2014. Согласно пояснениям на официальном сайте президента РФ, сумма транспортного налога в отношении дорогостоящих легковых автомобилей (средней стоимостью от 3 млн рублей) будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов. Опубликованный список автомобилей, владельцам которых придется платить налоги по более высоким тарифам, насчитывает 191 модель. Что же может произойти на автомобильном рынке России в свете последних изменений?

Ни для кого не секрет, что рынок автомобилей премиум класса неуклонно растет. Рост продаж в этом сегменте отмечается на мировом рынке ежегодно. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в декабре 2013 года в премиум–сегменте стабильный прирост продаж показали многие известные автомобильные производители, в том числе премиальные бренды Audi (6%) и Porsche (3%). Концерн Audi в разных странах мира за первые два месяца 2014 года показывает увеличение продаж от 3,5% до 9%, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Сильное влияние на мировые продажи премиальных автомобилей оказывают китайские потребители. С каждым годом спрос на дорогие авто в Китае увеличивается в несколько раз. Россия не является исключением. В связи с этим можно прогнозировать, что рынок дорогих автомобилей более устойчив к внешним воздействиям и «перепадам» экономических настроений.

Если сравнивать цены на премиальные автомобили, например, в Европе и России, то они будут вполне сопоставимы. При этом на стоимости авто в России не особенно сказываются таможенные пошлины и стоимость доставки. Разница автомобилей в одной ценовой категории только в комплектациях, поставляемых в нашу страну. Для Европы набор базовой комплектации отличается от набора, выпускаемого для России. Это связано с особенностями законодательных требований предъявляемых в европейских странах к автопроизводителям.

Приобретая автомобиль, гражданин любой страны мира обязан заплатить налог. Системы налогообложения в различных государствах существенно отличаются друг от друга. Поэтому сравнивать налоговые нагрузки с системой налогообложения в России будет достаточно сложно. Однако можно с уверенностью сказать, что налоговая нагрузка на граждан некоторых европейских стран существенно выше, чем в России. Налог на приобретение автомобиля значительно колеблется в пределах Европейского Союза: от 16% (от стоимости автомобиля) в Германии и Испании, до 25% в Дании и Швеции. В некоторых странах ЕС предусмотрены дополнительные платы при регистрации автомобиля, а именно: регистрационный сбор (при получении номерного знака и регистрационного сертификата) и собственно регистрационный налог. Размер выше указанных налогов зависит от многих факторов. Здесь сыграет роль и базовая цена автомобиля, и мощность двигателя, и расход горючего, и объем выбросов газов, и множества других составляющих. Например, в Австрии учитывают не только цену, но и средний объем потребления горючего, а в Дании величина регистрационного сбора будет зависеть только от цены автомобиля. Налоги на роскошь, это общемировая практика. Такой налог существует во многих развитых странах мира. В основном он распространяется на дорогую недвижимость, яхты, частные самолеты. В России налог на дорогие автомобили подразумевает лишь повышение ставок уже существующей системы налогообложения. Т. е. это не введение дополнительного налога, а изменение уже действующих тарифов.

Самое существенное изменение в российском законе, о налоге для дорогостоящих легковых автомобилей, это уменьшение минимального порога для категории «роскошный автомобиль» до 3 млн рублей. Достаточно сложно назвать некоторые модели авто из списка, представленного Министерством промышленности РФ, роскошными. Согласно рассуждениям, в результате которых были приняты эти поправки в закон о системе налогообложения на дорогостоящие автомобили, человек, приобретающий авто данной ценовой категории вполне способен оплатить транспортный налог с удвоенным коэффициентом. Например, если до 1 января 2014 года сумма налога составляла порядка 45 000 руб., то в 2014 году эта сумма увеличится до 67 500 руб., т.е. «всего» на 22 500 руб. Еще одним аргументом, который способствовал принятию поправок к закону, послужила справочная информация о том, что автомобилей, в ценовой категории от 5 млн руб. в России всего несколько сотен тысяч. А вот автомобилей стоимостью от 3 млн руб. в десятки раз больше. Следовательно, налоговые отчисления государству существенно увеличатся. Учитывая то обстоятельство, что после кризиса 2008 года экономика РФ уверенно набирает обороты, уровень жизни наших сограждан неуклонно растет. Если на ситуацию посмотреть через призму автомобильного рынка, эксперты в один голос заявляют о том, что все больше россиян имеют возможность приобрести, хотя бы один автомобиль на семью. Уровень доходов населения в некоторых регионах страны позволяет приобретать более дорогие машины. И автомобили, в ценовой категории от 3 млн руб. до 5 млн руб. уже перестают относиться к премиум-классу. Таким образом, налог «на роскошь» превращается в удвоенный налог для граждан, отождествляющих себя в обществе со «средним классом» и единственным «роскошным» предметом в списке их значительных приобретений будет числиться только автомобиль за условные 3 млн руб. Клиенты, приобретающие такие машины, расценивают их как еще одно вложение в собственное благосостояние и дополнительные траты, в частности увеличение транспортного налога, могут в последний момент повлиять на решение и в конечном итоге они могут приобрести автомобиль, не попадающий под категорию «дорогостоящий». В законе предусмотрен и «возраст» автомобиля. В отношении легковых авто средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., если с года выпуска прошло не более 3-х лет, то в расчете величины налога будет применяться коэффициент от 1,1 до 1,5. То есть, купив подержанный автомобиль стоимостью 4 млн руб., с года выпуска которого прошло, например, 2,5 года, налог придется заплатить в полном объеме, так как если бы клиент покупал новую машину. Для более дорогих ТС их «возраст» значительно увеличен. А именно: «Для автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 5 лет, будет применяться коэффициент 2. В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3». Для некоторых автолюбителей это обстоятельство может стать настоящей дилеммой: купить подержанный автомобиль своей мечты или не совсем такой, какой хотелось, но все же новый.

И в заключении, отвечая на вопрос: «Что же случится с автомобильным рынком в сегменте «премиум» в свете последних законодательных изменений?» хочу отметить, что гражданин, покупающий автомобиль стоимостью от 3 до 5 млн руб., автоматически становится обладателем премиального автомобиля и, соблюдая закон, обязан оплачивать обновленные налоговые ставки. Многие ли с этим согласятся – покажет время. Если, в этой связи, предположить возможное снижение спроса на автомобили в ценовой категории от 3 до 5 млн руб., то оно будет незначительным и кратковременным. Конечно, на фоне общей экономической ситуации, которая сложилась в последние несколько месяцев в России, падение спроса вполне реалистично, но вступление в силу нового закона о повышении ставок налогообложения на дорогостоящие автомобили не способно существенно повлиять на общую ситуацию на автомобильном рынке в сегменте премиум-класса.