Максим Матвеев докажет, что роман «Бесы» - совсем не скучный (в кадре - с исполнительницей роли хромоножки Марией Шалаевой).
Видимо, Федор Михайлович - любимый писатель Владимира Хотиненко. Иначе как объяснить тот факт, что режиссер второй раз за три года обращается к гению классика - в 2011 году на телеканале «Россия 1» вышел сериал «Достоевский» с Евгением Мироновым в главной роли. А теперь на том же канале стартуют «Бесы».
Первая экранизация
Несмотря на 30-летний режиссерский опыт, к перенесению литературной классики на экран режиссер обращается впервые. Кроме того, он выступил еще и сценаристом мини-сериала. Откуда такой интерес и почему именно сейчас? Хотиненко отвечает просто:
- Потому что более актуального произведения придумать нельзя! Как говорил Франц Кафка, призыв к борьбе - это самая соблазнительная сила зла. Вспомним, сколько ничтожных людей выплыли на поверхность благодаря революции! Они почувствовали себя значимыми. С тех пор как Достоевский написал роман, мир стал настолько более циничным, что страшная история искушения Ставрогиным девочки Марфуши уже не производит того убойного впечатления, с каким воспринималась людьми того времени.
Режиссер уверяет, что раньше зарекался снимать классику. Но когда ему предложили экранизировать «Бесов», сразу «померещилось», что получится. Хотиненко уверен, что «Бесы» в кино не давались никому именно из-за невозможности адаптировать такое полотно текста для сценария. Во всех предыдущих экранизациях актеры «играли текст», а это, по мнению режиссера, ошибка. Поэтому он серьезно поработал над сценарием, насытив картину чередой символов. Хотиненко сделал Ставрогина энтомологом, оттолкнувшись от его фразы, появившейся в набросках Достоевского к роману: «Мы, очевидно, существа переходные, и существование наше на земле есть, очевидно, процесс, беспрерывное существование куколки, переходящей в бабочку». Потому на экране Николай Всеволодович охотится за бабочками-адмиралами, а в какой-то момент, обуреваемый чертями, в своей фантазии и сам получает огромные бабочкины крылья за спиной.
На роль Верховенского Владимир Хотиненко сразу утвердил Антона Шагина.
Новый персонаж
По сюжету в середине XIX века в губернском городе происходит серия жестоких политических убийств. Тогда на место преступления выезжает следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий). Кстати, этого персонажа в романе Достоевского нет, его вмонтировал в фабулу лично Хотиненко.
- Горемыкин - лицо реальное, - поясняет режиссер. - Он расследовал убийство студента Иванова, организованное Нечаевым (именно этот случай и лег в основу «Бесов». - Ред.). Мы ввели элемент расследования, что позволило выходить на прямую речь. Горемыкин помогает зрителю прожить все события, а не оставаться в стороне.
Поиски убийц приводят сыщика к выводу: в городе действует революционный кружок, его лидеры - два молодых человека, вернувшиеся из Швейцарии, - Николай Ставрогин (Максим Матвеев) и Петр Верховенский (Антон Шагин). В расследовании Горемыкин выстраивает всю картину трагических событий...
Нечистое это дело
Говорят, что от работы над экранизацией романа режиссера Владимира Хотиненко отговаривали. В частности, Сергей Гармаш, играющий в театре «Современник» капитана Лебядкина в «Бесах», предупреждал режиссера об опасности: мол, крутится вокруг романа нечистая сила. И всех, кто к произведению притрагивается, тоже без внимания не оставляет.
Козловский променял Ставрогина на Голливуд
На роль Ставрогина рассматривали Данилу Козловского, он успешно прошел кинопробы. Но затем, как говорит Хотиненко, срочно убыл в США на съемки, и группе в авральном порядке пришлось искать актеру замену. В итоге режиссер взял в проект Максима Матвеева. Он настолько тщательно готовился к роли, что, изучая историю психического расстройства своего персонажа, консультировался со специалистами.
- Каждая сцена «Бесов» - сумасшедшее эмоциональное напряжение, - утверждает Матвеев. - Профессия актера предполагает наличие адреналина, так что этого мы получили с избытком.
Звезда «Стиляг», актер «Ленкома» Шагин, тоже долго нащупывал свой образ.
- Убийц оправдывать всегда сложно, - считает актер. - Если я скажу, что он спасает Россию, это будет неправдой. В этом человеке - не показная бесовщина, она сидит глубоко внутри, поэтому мы решили сделать Петрушу не воинственным злодеем, а изменчивым, как ртуть.
Данила Козловский прошел кастинг в фильм «Бесы», но так в нем и не сыграл.
Кострома mon amour
35 дней было у Хотиненко на съемку исторической картины, что, конечно, катастрофически мало. Снимали на территории «Мосфильма», в Питере, а также в Костроме - похожей на Тверь и Торжок, о которых писал Достоевский в «Бесах». Кострома приятно удивила съемочную группу объемами исторического наследия. В первой версии сценария создатели хотели слегка осовременить время действия, передвинув его в ХХ век - в кадре могли появиться электричество, телефон, автомобили, но потом от этой идеи отказались.