Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
БАМ1 июня 2014 19:00

«От Боярки корчагинской...»

Голоса БАМа: репортаж о прибытии первого поезда на станцию Тында, 1975 год [аудио]
Максим БРУСНЕВ
Рабочее движение поездов на линии было открыто к тридцатилетию Победы, на пять месяцев раньше срока

Рабочее движение поездов на линии было открыто к тридцатилетию Победы, на пять месяцев раньше срока

Тынду по праву называют столицей БАМа. Строительство магистрали стало разворачиваться одновременно в трех направлениях - западном, восточном и северном. И именно в Тынде сошлись рельсы БАМа - с запада из Усть-Кута, с Востока - из Комсомольска, с Севера - из Якутии.

Рабочее движение поездов на линии Бам - Тында было открыто к тридцатилетию Победы, на пять месяцев раньше срока. А уже в начале ноября от тындинского перекрестка стали тянуть ветку на Беркакит, поближе к якутскому углю.

Брошюра «Воины-комсомольцы на БАМе», изданная в 1978 году, донесла до нас имена тех, кто участвовал в укладке «серебряного» звена. Это произошло 8 мая 1975 года в 14 часов 35 минут по местному времени. «Почетное право уложить звено завоевали капитан Э. М. Захаров, члены ВЛКСМ старший сержант П. С. Русаков, ефрейторы В. А. Осипенко, В. А. Шефер, рядовой В. А. Ерохин», написано в брошюре. А первый поезд со строительным грузом на станцию привел машинист отделения временной эксплуатации Анатолий Михайлович Слепцов.

Звуковой репортаж об укладке «серебряного» звена в Тынде был размещен в журнале «Кругозор» в 1975 году. Он поистине уникален: автор документальной записи Юрий Никифоров передал голоса строителей БАМа, но не стал представлять их. Идея автора заключалась в том, чтобы голосами бамовцев говорила сама эпоха.

«Десант - что это такое, мы раньше знали только по книгам, - рассказывает один из строителей. - А вот здесь-вот, на БАМе, это слово нам стало очень понятно. Потому что открывать новые места едет десант. Потому что трудно, потому что нужно делать дело в самых трудных условиях. И когда-нибудь мы вспомним эти моменты как самые лучшие в жизни».

«Работать приходится много, возможно по 8 часов, возможно по 16, по 18: - говорит другой бамовец. - И тем не менее у ребят какой-то огромный запас энергии... Сейчас хорошо - поднимаемся почти всегда в тепле. А в феврале по 40 градусов с лишним. Утром? Смешно, конечно! В бочку бьют, чтобы разбудить людей. Да-да, рельсом бьют в бочку - подъем, «корчагинцы»

Здесь же можно услышать песню известного барда Бориса Вахнюка. Он поет о том, что первый поезд на ветке Бам - Тында, пущенный в канун 30-летия Победы, незримо связал эту ветку с комсомольской узкоколейкой Павки Корчагина.

Уникальный репортаж сохранился благодаря проекту «Старое радио».