Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Экономика12 августа 2014 13:10

Есть вещи поважнее, чем сыр

Наш колумнист анализирует реакцию на введение Россией продуктовых санкций
Российская экономика вынужденно идет по пути замещения импорта

Российская экономика вынужденно идет по пути замещения импорта

Фото: Евгения ГУСЕВА

Московская интеллигенция в панике: придется жить без элитных французских сыров и испанского хамона. Ведь в те самые дни, когда украинские пушки крушили многоэтажные жилые дома в Луганске и Донецке, президент Путин подписал указ об ответных санкциях против Европейского Союза, перекрыв поставки в Россию некоторых видов продовольствия. Вот тут и началось!

Рассказы о страданиях, которые наступят из-за отсутствия любимых деликатесов, заняли, кажется, целые километры френд-лент в “Фейсбуке”. Возмущение против режима, посягнувшего на свободу граждан выбирать предпочтительный для них сорт сыра, было гневным и единодушным. Даже осуждая политические репрессии против активистов 6 мая, авторы не находили таких искренних и сильных слов. Один из сетевых комментаторов даже сравнил происходящее с Голодомором.

Правда, на второй или третий день после введения санкций, люди опомнились и несколько сместили акценты. Оказывается, их гнев был вызван не исчезновением западноевропейских деликатесов, а исключительно заботой о трудящихся. Для усиления эффекта мобилизовали нескольких бывших левых, примкнувших к либеральному лагерю. Однако и их аргументация не отличалась от традиционных доводов, которые аж с середины XVIII века использовались идеологами “свободной торговли”: из-за санкций подорожает продовольствие, множество людей потеряет работу, а беднейшие слои населения будут поставлены на грань голода.

Богатая часть наших сограждан искренне уверена, будто беднейшие слои населения потребляют всё то же самое, только в меньшем количестве и худшего качества. К сожалению, это не так. Низы российского общества в провинции давно уже выживают в значительной степени за счет собственных огородов, а их диета, увы, не сильно зависит от поставок импортного мяса. Некоторый рост цен, особенно в переходный период, конечно, неизбежен, как и усиление инфляции, но всякий, кто помнит события 1998 года, подтвердит, что сокращение импорта оказывается очень существенным стимулом для роста местного производства и для инвестиций в него. Ведь трудно представить себе капиталиста, который вложив десятки миллионов в предприятие, предпочтет всё бросить, вместо того, чтобы потратить сравнительно небольшие деньги на переналадку технологии. Что особенно важно, вложенные средства заставят его ориентироваться на новые источники сырья даже после того, как санкции будут отменены. Не тратиться же по второму разу, чтобы вернуть всё назад!

Тем не менее, российские контр-санкции в отношении Западной Европы и вправду оказываются переломным моментом для развития страны. Правящие круги делали всё возможное, чтобы их избежать. Правительство любит пармезан ничуть не меньше либеральных блогеров, а потому трудно даже представить себе какие страдания переживали наши чиновники, составляя список запрещенных ко ввозу продуктов. Теперь, когда санкции всё-таки введены, правительственные чиновники продолжают повторять, что не собираются выходить из Всемирной торговой организации, хотя оставаться в ней становится невозможно.

Российская экономика вынужденно идет по пути замещения импорта, причем значительную часть инвестиций сделают западные фирмы, стремящиеся сохранить свою долю на нашем рынке. Внешняя торговля будет диверсифицироваться и в большей степени ориентироваться на динамично развивающиеся страны Латинской Америки и Азии. Прекращение массовых поставок из стран Евросоюза подрывает монополю импортеров, блокировавшую доступ мелких отечественных производителей к покупателю. Короче, произойдет всё то, к чему давно призывали критики экономической политики правительства. Только сделано это будет не добровольно и сознательно, а вынужденно и через силу.

Вопреки мнению московских интеллигентов, так называемый “Путин”, как раз и есть самый прозападный и пролиберальный лидер, который при сложившихся обстоятельствах возможен в России, учитывая настроения общества и логику межгосударственного противостояния, спровоцированного экспансией Евросоюза. И единственной реальной альтернативой нынешнему курсу может быть не поворот нашей страны лицом к любезному либеральной интеллигенции Западу, а ещё более жесткий и более последовательный курс на защиту национальных интересов.

Запад сам толкнул российское государство и его лидеров на путь конфронтации. Естественный ход событий, объективно сущестующие внешние и внутренние вызовы заставляют перестраивать экономику и жизнь на новый лад, обращаясь к тысячу раз осужденным, но всё равно единственно эффективным в сложившейся ситуации протекционистским и некапиталистическим методам.

Мировой кризис стихийно разрушает установленные в неолиберальной системе правила игры. Экономический и социальный курс российского государства неминуемо обречен на радикализацию. Для того, чтобы не просто победить, а хотя бы сохранить имеющиеся экономические позиции в мире, наша страна должна изменить вектор развития, ведя политику более решительную и последовательную (выйти из ВТО, национализировать собственность олигархов, защищать внутренний рынок, замещая импорт).

ЕЩЕ МНЕНИЯ

«Лучше было бы промолчать»

Александр ГРИШИН

Торговая война, которую США развязали между Евросоюзом и Россией (сами связаны торговыми отношениями с РФ на порядок в меньшей степени) четко разделила Европу на два лагеря. Причем, в первом оказались так называемые младоевропейцы, в основном из числа бывших республик СССР, которые в стремлении заработать себе очки в глазах Вашингтона взяли на вооружение логику из известного украинского анекдота.

- Мыкола, пишлы москалив вбиваты!

- А колы воны нас?

- А нас-то за що? (читайте далее)

Не видать вам белорусских устриц

Георгий БОВТ

Эмбарго на импорт разной западной еды нешуточно возбудило русский интернет. Мнения разные. От «все пропало», до «никогда такого не ели особенно и впредь не будем». Отдельно стоят рассуждения насчет наших «торговых союзников» по Таможенному союзу - Беларуси и Казахстану. Мол, скоро появятся белорусские устрицы и моцарелла на российских прилавках. Не появятся (читайте далее)