Премия Рунета-2020
Саратов
+10°
Boom metrics
Политика22 декабря 2014 16:34

100 лет стратегических побед: Дальняя авиация отмечает вековой юбилей

23 декабря 1914 года начала свою историю дальняя авиация ВВС России. "Комсомолка" разузнала секреты, достижения и легенды отважных летчиков [фоторепортаж]
Александра РАССКАЗОВА
Дальней авиации России исполняется 100 лет Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

Дальней авиации России исполняется 100 лет Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

23 декабря 1914 года с эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» начала свою историю дальняя авиация ВВС России. Эта эскадра - первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков.

За сто лет отрасль обросла своими секретами, достижениями и легендами. Что такое «летающая парта»? Сможет ли корова влезть в бомболюк? Почему нет самолета с номером 13? Об этом и многом другом мы узнали, побывав в музее дальней авиации, расположенном на территории Энгельсской авиабазы.

Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

Дальняя авиация - гордость России. Наших «Белых лебедей» и «Медведей» знают во всем мире. Во время каждого вылета на патрулирование воздушных границ их буквально на каждом шагу сопровождают американские самолеты-разведчики. Наши летчики проводят за штурвалом по 20-30 часов. И это не предел.

Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

А вот и Ту-95МС - именно на нем поставлен максимальный рекорд по продолжительности полета - 34 часа.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Но не менее славные и "музейные товарищи" этих самолетов. Пожалуй, самый приметный из экспонатов музея Дальней авиации в Энгельсе - самолет 3МС-2. Это первый советский стратегический бомбардировщик, созданный еще при жизни Сталина. К тому времени американцы обложили нас военными базами со всех сторон, и любая точка нашей страны была для них досягаема, - рассказывает директор музея Сергей Воронов. - В апреле 1954 года три американских бомбардировщика демонстративно пролетели в небе Подмосковья. А нам даже ответить было нечем. Тогда было принято решение о создании нового самолета.

Фото: Роман ЗЛОБИН

МС-2 и стал тем самолетом. Когда девять обученных у нас экипажей приняли участие в параде в Тушино в 1955 году, американский атташе, не дожидаясь окончания мероприятия, рванул в посольство, чтобы сообщить: «У этих русских есть огромное количество «бизонов»! После этого американцы перестали летать над нашей страной. Дальность полета 3МС-2 - 9000 километров.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Под крылом у первого «стратега» расположились сразу несколько уникальных экспонатов. Это фугасная авиационная бомба ФАБ-М-54, которую летчики окрестили «царь-бомбой». Она предназначена для разрушения промышленных сооружений, аэродромов или боевой техники. После нее остается воронка диаметром 52 метра.

Фото: Роман ЗЛОБИН

По соседству расположилась «царь-ракета» Х-20М. Это стратегическая сверхзвуковая крылатая конструкция, напоминающая самолет.  Она может пролететь около 600 километров. А цели противника уничтожает с помощью термоядерной боеголовки большой мощности.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Зубастая пасть - для устрашения противника. Ту-22ПД - самолет-невидимка. У него вместо бомб и ракет имеется специальная аппаратура, которая глушит все радары противника в радиусе 350 километров. Под его защитой могут одновременно находиться до 100 самолетов. Он воевал в Афганистане и не потерял ни одного борта, за который отвечал. Единственный недостаток  Ту-22ПД - маленькая несущая способность крыла и очень высокая скорость на посадке. Из-за этого каждый пятый самолет разбился во время взлета или посадки.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Печальная история в этом музее у самого мощного и уникального самолета. Стратегический ракетоносец Ту-95К-22 не зря назван «убийцей авианосцев». Его дальность полета - 12 тысяч километров, на вооружении две сверхзвуковые ракеты Х-22, способные развивать скорость почти 4 тысячи километров/час. При этом расход топлива у  этой машины в два раза ниже, чем у американского аналога. Но сейчас экспонат всего лишь пустая оболочка. Согласно заключенному с США договору об ограничении стратегических вооружений его электронику полностью уничтожили - обрезали провода и сняли двигатель.

Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

Фото: предоставлено авиационной группой Энгельсской гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базы

В 2005 году, еще будучи сенатором, нынешний президент США Барак Обама приезжал на Энгельсскую авиабазу, чтобы лично удостовериться, что этот самолет больше не боеспособен.

Фото: Роман ЗЛОБИН

А вот повезло больше всего «Антонову-12». Этот военно-транспортный самолет смог «познакомиться» со многими известными советскими артистами, хотя и при весьма трагичных обстоятельствах.

- В 1974 году на съемках фильма «Они сражались за Родину» умирает Василий Шукшин. Его тело нужно было срочно доставить из Волгограда в Москву. Вот на этом самолете его и отправили, - рассказывает Воронов. - А сопровождали его Нонна Мордюкова, Юрий Никулин и наш национальный герой Штирлиц (Вячеслав Тихонов).

Фото: Роман ЗЛОБИН

Ближайший сосед «Антонова» по летному полю -  Ту-134 УШС, прозванный за свои конструкционные особенности «летающей партой». Это учебный самолет для штурманов. Вместо обычных кресел действительно установлены некие подобия парт с приборами.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Не меньше шуток и крылатых фраз услышал на своем веку и Ту-22М3 - дальний сверхзвуковой бомбардировщик. За невероятно громкий звук его окрестили «громовержцем», но народу он больше известен как «тот самый самолет, в который запихали корову». Именно Ту-22 участвовал в съемках фильма «Особенности национальной охоты».

Фото: Роман ЗЛОБИН

В крошечном зале музея уникальных экспонатов ничуть не меньше, чем на поле. Например, под потолком висит Х-55 - стратегическая управляемая ракета класса «воздух-поверхность». Она предназначена для вооружения стратегического ракетоносца Ту-95МС и способна пролететь 3000 километров. Кстати, стоит такой «боеприпас» миллион долларов.

Фото: Роман ЗЛОБИН

А вот что в итоге остается от этого миллиона.

Фото: Роман ЗЛОБИН

А это знаменитый «черный ящик». Бортовой самописец, который есть на всех самолетах. Только на самом деле он не черный, а оранжевый, чтобы его проще было обнаружить на месте катастрофы.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Кстати, о катастрофах. Летчики - очень суеверные люди. Они уверены, что, не соблюдая определенные правила, можно накликать беду. Например, самолет с 13-м номером будет считаться несчастливым.

- Был такой выдающийся пилот, летчик-испытатель Степан Супрун. В 1940 году вместе с правительственной делегацией он поехал в Германию. Там немцы хвалились своей авиацией. Так вот, Супрун попросил разрешения полетать на их самолете. Те всполошились: а вдруг сломает или сам убьется? Кто отвечать будет? Но наши пообещали всю ответственность взять на себя и в случае ЧП оплатить стоимость ремонта. За час, пока шли переговоры, летчик успел изучить самолет. Поэтому, когда хозяева техники дали добро, он с легкостью взлетел и показал фигуры высшего пилотажа, - рассказывает директор музея. - После возвращения на родину этот самый ас решил взять самолет под номером 13, от которого все отказались. И разбился на нем в первом же полете.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Эту и еще множество историй о дальней авиации рассказал нам Сергей Воронов. Откуда он все это знает? Потому что сам в прошлом летчик, а еще автор книги «Славные крылья Отчизны». «Комсомолка» поздравляет Сергея и его коллег с профессиональным праздником и благодарит за помощь в подготовке материала.

Дай лапу, «Медведь»!

Корреспондент «Комсомолки» поднялась в воздух на гордости дальней авиации – легендарном ракетоносце Ту–95МС и на собственном опыте выяснила, что из себя представляет «Ядерный меч России» (Читайте далее)