Премия Рунета-2020
Новосибирск
+10°
Boom metrics
Звезды12 января 2015 11:50

«Левиафан» Андрея Звягинцева получил «Золотой глобус». Только рады этому не все

Некоторые обвиняют режиссера в изображении «некрасивой России», но мало кто знает, что фильм снят по лекалам реальной американской истории [аудио, видео]
Режиссер Андрей Звягинцев (справа) и продюсер фильма Александр Роднянский.
Фото: www.newslog.gr

Режиссер Андрей Звягинцев (справа) и продюсер фильма Александр Роднянский. Фото: www.newslog.gr

«Золотой глобус» - мечта многих режиссеров. Красная ковровая дорожка, вспышки софитов и признание журналистов, живущих в Голливуде, - именно работники пера выбирают победителя в каждой номинации. И в этом году «лучшим зарубежным фильмом» стал российский - «Левиафан» новосибирского режиссера Андрея Звягинцева.

- Мы счастливы, - коротко поблагодарил сибиряк, получив статуэтку. Может быть, поберег слова для «Оскара»: картина выдвинута также и на эту награду.

Конкурировали с работой Звягинцева польская лента «Ида», шведский «Форс-мажор», израильский «Развод Вивиан Амсалем» и эстонские «Мандарины», но победила все-таки Россия. Правда, этой победе рады не все киноманы. В гостевой книге на сайте режиссера много отзывов. Зрители разделились на два лагеря: одни - хвалят за глубокое кино, другие - ругают за сюжет, в которой Россия показана слишком некрасиво.

- Уважаю Вас как режиссера, но, честно говоря, устал смотреть чернуху и бытовуху. Адюльтер мешаете из раза в раз под новым соусом вкупе со сложным подростком. Добавили всего, что мы знаем плохого про российскую провинциальную власть, РПЦ и вуаля! Держите коктейль, который не может обойти своим вниманием критик. Награды - это хорошо. Только на Западе посмотрят и в очередной раз успокоятся, что в России все по-прежнему: бандиты, медведи, балалайки. В Ваших фильмах нет надежды. Словно крест на этой стране, - пишет один из зрителей.

Но мало кто из переживающих за имидж России знает, что в основе сюжета картины - реальная история. И она отнюдь не отечественного происхождения.

- Зерном замысла стала правдивая история, которая случилась в Америке с маленьким человеком - сварщиком Марвином Джоном Химеером, жившим в крошечном городке в штате Колорадо, - рассказывает режиссер Андрей Звягинцев. - У него хотели выкупить землю, на которой стоял его дом. Была длинная судебная тяжба с администрацией города и цементным заводом, который претендовал на эту территорию. В итоге все вылилось в то, что человек, не добившись правды и справедливости, восстал. Он сел в многотонный бронированный гусеничный трактор и снес завод. Затем поехал в город и точечно разрушил там несколько административных зданий. На сносе последнего здания он увяз, понял, что выбраться не сможет, взял мегафон и сказал: «Меня никто не хотел слушать, теперь меня наконец-то услышали все». И застрелился. Вот такая история о бунте человека-одиночки. В общем-то, эта история универсальна. История противостояния маленького человека машине системы. Этот сюжет и лег в основу фильма.

На кинопленке Марвин Химеер стал Николаем, и его борьба с системой, с одной стороны, очень похожа на борьбу американского прототипа, с другой - наделена исключительно российскими чертами, которые понравились не всем. Например, на одном из кадров по телевизору мелькает группа Pussy Riot.

Есть и еще одно препятствие, с которым столкнулась картина. В российском прокате нецензурной лексики, а ее в фильме достаточно, не будет.

- В фильме она абсолютно девственная, предельно простая и ясная. Нормальные словечки, которые мы все употребляем. Многоэтажной матерщины там просто нет! Мало того, по моему мнению, эта лексика там просто необходима, она создает живой образ персонажей, - переживал Звягинцев, рассказывая о своем отношении к Закону о запрете мата в кино.

Но и замена матерков немыми паузами, кажется, не испортит это кино, которое выйдет на экраны отечественных кинотеатров в феврале. И тогда же оно, может быть, поборется за «Оскар» - номинанты на премию будут объявлены совсем скоро, 15 января.

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ