На сцене Художественного театра актера Хендрика Хофгена играет Анатолий Кравченко
Фото: РИА Новости
«Мефисто. История одной карьеры» - рассказ о необратимой метаморфозе талантливого артиста в условиях тоталитаризма. Актер из Гамбурга Хендрик Хофген амбицозен, одарен и полон идей. Он намерен добиться славы, денег и признания. Но за успех он продает свою душу нацистам...
Этот роман, написанный в 1936 году, был для автора слишком личным, кровным - «портретным», как упрекал Клауса Манна его отец, нобелевский лауреат Томас Манн. В 20-х годах Клаус дружил с безумно талантливым красавцем актером Густафом Грюндгенсом, женившемся на его сестре. Грюндгенс, чьей коронной ролью на сцене был бес обольщения в «Фаусте», к изумлению, ужасу и отчаянию Манна, ради возвышения и славы прямиком пошел в удушающие объятия Геринга, став «обезьяной власти»...
Есть знаменитый фильм Иштвана Сабо, где главную роль играет Клаус Мария Брандауэр. Фильм, который у нас иногда показывают по заповедному каналу «Культура», более известен, чем книга. Так что сравнения спектакля и кино неизбежны. В спектакле нет фашистских эмблем, хотя он исторически конкретен. Все песни звучат на немецком, хотя сюжет вполне вневременной: диктаторы всех времен и народов любят ручных кумиров.
На сцене Художественного театра актера Хендрика Хофгена играет Алексей Кравченко. Его герой голоден до славы и азартен. Он живуч и грубее сколочен, чем его кинопредшественник. Он в чем-то даже идеалист: его мысли и чувства подчинены только сцене. Да и зрители поначалу погружены в двойной театр: смотрят на происходящее как будто из-за кулис, а сцена про новый театр, где нет барьера между актером и зрителем, разыгрывается прямо в партере. В первом акте на сцене все подчеркнуто театрально и декоративно (художник - Мария Трегубова). Многослойные занавесы-портьеры, зеркало в гримерке с гигантскими цветами на оправе, ванна, как символ богемной жизни, короны и кафтаны. Во втором действии нет и в помине всей этой игривости. Ховген решает вернуться в Германию, «я всего лишь актер, я всего лишь хочу играть», - оправдывается он перед тенями своих женщин и друзей в неуютном, просматриваемом насквозь пространстве сцены, где вместо прошлых вольностей теперь одинаковые стулья, среди которых теперь происходят и репетиции, и банкеты, и аресты. Кого-то Ховген, уже директор Государственного театра (как и реальный зять Манна), пытается спасать, пока власть не цыкнула, указав на место его же словами – «ты актер». Условного нацистского бонзу колоритно играет Николай Чиндяйкин. Сравнивая с фильмом, скажем: этот бонза – наш бонза, с пацанским налетом вчерашнего братана, страшный бульдозерной хваткой, а не адской проницательностью его киношного собрата. Да собственно, здесь все персонажи родных отечественных окрасов. Или это так кажется – от того, как органично вписался классик в нашу жизнь? Не только Манн, конечно. Еще больше ожили, актуализировались наши великие - Пушкин, Достоевский, Булгаков, Салтыков-Щедрин, все что они написали вчера, еще острее звучит в нашем «сегодня» на сценах наших лучших театров. Наверное, так и должно быть в эпоху борьбы за чистоту духовных скреп?
В ролях: Алексей Кравченко, Николай Чиндяйкин, Станислав Любшин,, Яна Гладких, Юлия Снигирь, Александра Ребенок, Артем Быстров, Андрей Бурковский, Елизавета Мартинес Карденас и другие актеры
Ст. м. «Театральная», Камергерский пер., 3
6, 15, 27 июня
Цена билетов: 500 – 3000 руб.
ИДЕМ НА ЧЕХОВ-ФЕСТ:
Театр им. Маяковского
«Плоды просвещения»
Это отнюдь не реконструкция знаменитого спектакля Петра Фоменко, учителя Карбаускиса. Хотя и «цитаты», и актеры из прошлой постановки будут. Это самая «густонаселенная» премьера 2015 года - здесь в утренней суматохе богатого московского дома снуют слуги, беспрерывно звонят в дверь посетители: артельщик от Бурдье с платьем для молодой барыни, любопытный Сахатов, непутевый буфетчик, элегантный доктор. К завтраку спускаются и хозяева дома, чтобы в очередной раз погрузиться в разговоры о медиумах, спиритизме и сеансах. Череда визитов продолжается…
Режиссер - Миндаугас Карбаускис
В ролях: Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Татьяна Аугшкап
Ст. м. «Арбатская», ул. Б.Никитская, 19/13
29 мая, 4 июня
Цена билетов: от 500 руб.
Театр им. Вахтангова
«Евгений Онегин»
Одна из лучших, а может, и самая лучшая постановка Пушкина в мире. И не потому что Онегиных тут сразу два, а потому что спектакль освобождает из хлама штампов и омертвелых воспоминаний живой смысл и увлекательную полифонию романа.
Режиссер: Римас Туминас
В ролях: Сергей Маковецкий, Ольга Лерман, Людмила Максакова,
Ст. м. «Смоленская», ул. Арбат, 26
2 июня
Цена билетов: от 700 руб.
Театр им. Пушкина
«Мера за меру»
Великая пьеса Шекспира, как всякий отличный триллер и как сама жизнь, является и комедией, и трагедией одновременно. Внезапные повороты событий в истории бурлящего города, грешного герцога, раздираемого собственной подлостью управленца и целеустремленной монашки изменят ваши взгляды на людскую природу.
Режиссер - Деклан Доннеллан
В ролях: Андрей Кузичев, Александр Феклистов
Ст. м. «Пушкинская», Тверской б-р, 23
17, 18 июня
Цена билетов: 800 - 3000 руб.