Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды16 июня 2015 22:00

Лучшие фильмы «Кинотавра»

Кинообозреватель «КП» предлагает свой рейтинг самых интересных картин фестиваля

Главный приз фестиваля в Сочи завоевала картина «Про любовь» режиссера Анны Меликян. Но это не единственная достойная работа, представленная на «Кинотавре»!

«14+»

Режиссер: Андрей Зайцев.

Андрей Зайцев снял фильм для подростков, а не кино для взрослых с участием подростков, и оценивать его надо именно таким образом. Любителям хардкора в духе Валерии Гай Германики здесь ловить нечего. Зато реальных 14-летних ждут откровения, причем вне зависимости от их места прописки. Зайцев отлично работает с детьми, хорошо придумывает диалоги - не прибегая к мату, но используя все разнообразие великого и могучего, и демонстрирует явный вкус к съемке архитектурных объектов. Это типовые многоэтажки спальных районов, где живут типовые семьи и разворачиваются типовые коллизии. Зайцев не городит никаких огородов, а рассказывает очередную историю первой любви во времена соцсетей, якобы облегчивших и упростивших человеческие контакты. Детей играют взаправдашние дети, найденные режиссером в том же ВКонтакте, а не дипломированные выпускники театральных институтов, что придает не отличающемуся особой оригинальностью сценарию искомую аутентичность.

Награда: специальный диплом жюри «За талантливый и искренний взгляд на поколение ВКонтакте, познающее вечные ценности любви»

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Ангелы революции»

Режиссер: Алексей Федорченко.

Новая картина автора «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари», снятая на историческом материале, сконструирована по схожему поэтическому принципу: это калейдоскоп историй «ангелов» - посланных революцией на перевоспитание языческих северных племен представителей советского авангарда. В нем вроде бы тонет история главной героини, пламенной революционерки Полины Шнайдер (томная, женственная Дарья Екамасова), но на то она и Полина-революция, что попробуй ее утопи. «Вы живы?» - спрашивают ее, только что вернувшуюся с ответственного партзадания - вербовки ли буддистских монахов или налаживания дел с Красным Ираном. «Мы уже давно умерли, - сурово отвечает Полина, - теперь за вами пришли». Смерть - ни своя, ни чужая - совершенно не страшна тем, кто уже геройски отдал жизнь и готов и «оттуда» продолжать революционную борьбу.

То, что язычества в революционерах ничуть не меньше, чем в тех, кого они приехали культурно колонизировать, понятно без слов. Но в картине о том, как лесные ненцы и первобытные ханты предпочли остаться со своими божками и шаманами, не дав себя совратить столь же наивным демонам супрематизма и конструктивизма, можно рассмотреть и такой месседж: как бы ни охмуряла власть попавшиеся ей под руку народности и народы, одна шестая часть суши все равно останется какой и была - темной, дремучей, языческой и еще долго будет чихать на всех реформаторов и революционеров.

Награда: приз «За лучшую режиссуру»

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Чайки»

Режиссер: Элла Манжеева.

Пример добротного фестивального «артстрима». История калмыцкой девушки, выданной замуж за нелюбимого мужчину-браконьера и не испытавшей больших душевных страданий в связи с его быстрой погибелью, рассказана с буддистской отстраненностью и настолько экономными средствами, что эмоционально подключиться к ней получится далеко не у всех. Эмоции вообще с трудом удается разглядеть на загадочных лицах героев картины - зато чего стоят сами эти лица! Они принадлежат модели Евгении Манджиевой и актеру «Гоголь-центра» Евгению Сангаджиеву.

Награда: приз «За лучший дебют».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Убрать из друзей»

Режиссер: Лео Габриадзе.

Габриадзе когда-то прекрасно сыграл роль молодого грузина Гедевана в «Кин-дза-дза!» Георгия Данелия. В последние годы он активно сотрудничает с Тимуром Бекмамбетовым в производстве инновационных игровых фильмов. Второй фильм Габриадзе-режиссера «Убрать из друзей» (первым были «Выкрутасы») - низкобюджетный подростковый ужастик, полностью снятый в США. Сюжет: неизвестный маньяк выкладывает в Сеть компрометирующее видео с участием некоей Лоры Барнс, в связи с чем девица сводит счеты с молодой жизнью. После чего тот же маньяк принимается докапываться до друзей Лоры, по очереди истребляя и их. Подобный сюжет не удостоился бы большого внимания, если бы не был рассказан при помощи современных компьютерных программ. Здесь нет пейзажей, панорам, съемок с движения или с крана. Экран кино превращен в огромный экран вашего ноутбука, в котором открыто огромное количество окон - скайпа, чата, YouTube, Фейсбука и т. д. Герои появляются в этих окнах, обмениваются репликами и сообщениями - таким образом и рассказывается история. Форма явно доминирует над содержанием - именно необычный способ изложения вполне банального сюжета позволил Габриадзе и Бекмамбетову одержать очередную внушительную коммерческую победу: картина с бюджетом в миллион долларов уже собрала в США целых 45 миллионов.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Брат Дэян»

Режиссер: Бакур Бакурадзе.

Автор прекрасного фильма «Шультес» неожиданно снял картину о последних днях на свободе генерала Станича (прообраз - генерал Младич). Перед тем как сдаться Гаагскому трибуналу за преступления, совершенные им, видимо, против человечности, генерал скрывается в живописных балканских лесах, проводит время с представителями «простого народа», встречается с женой, которая не видела его 11 лет, и даже иногда выходит в город полакомиться фастфудом (о чем сразу же сообщают по телевизору) - в общем, демонстрирует абсолютную свою «человечность». Чтобы зритель мог полнее идентифицироваться с этим совсем нестрашным монстром, чьи военные преступления остаются за кадром, появляется сам режиссер, смело внедряющий в ткань картины то, что обычно становится материалом для фильма о фильме.