Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+21°
Boom metrics
Общество31 августа 2015 18:40

Оскорбляющие верующих скульптуры снимали по жалобам священников

Мефистофель с дома на Лахтинской улице не первая жертва Петербурга
Алена БЕЗМЕНОВА
Мефистофель, как воплощение зла, остался на улице. Внутри дома царило добро.

Мефистофель, как воплощение зла, остался на улице. Внутри дома царило добро.

Чудовищный прецедент! Вопиющий вандализм! Множество резких эпитетов сейчас используют, чтобы описать произошедшее 26 августа на Лахтинской улице. Неизвестные пробрались на крышу дома №24 через чердак соседнего здания. Несколько раз ударили ломиком. И с высоты шестого этажа части барельефа, который изображает то ли Мефистофеля, то ли демона Малфаса, полетели вниз.

Беда в том, что подобная история не первая в Петербурге. В девятнадцатом веке скульптуры античных богов, которых священнослужители назвали языческими, «изгнали» от Адмиралтейства. Не приглянулась нагота рядом с церковью.

- Пожаловался клир одного из петербургских соборов, - рассказал «Комсомолке» писатель-историк, исследователь петербургского городского фольклора, автор более двадцати книг по истории Северной столицы Наум Синдаловский. – По требованию священников, скульптуры убрали. Та же история произошла и с диоскурами с портика Манежа (обнаженные юноши, укрощавшие коней – прим. автора). Их нагота так же оскорбляла чувства прихожан, и они, якобы, неоднократно жаловались служителям Церкви.

С 1840 по 1954 годы диоскуров сослали в Конногвардейских переулок: их установили со стороны, противоположной основному фасаду. Благо, ни у кого в то время не поднялась рука уничтожить памятники. Их просто убрали с глаз долой.

Другой век, другие свободы. Мефистофель, для которого прообразом, скорее всего, послужила роль знаменитого оперного певца, разлетелся на сотни мелких кусков. Большой вопрос, удастся ли восстановить барельеф?

- Факт возмутительный, - говорит Наум Синдаловский. – Мне не понятна реакция со стороны властей Петербурга. Я считаю, что губернатор Георгий Полтавченко должен был выступить с заявлением, но он этого не сделал. Да и Церковь сейчас пытается откреститься от своих прихожан, которые совершили подобное. Но епархия должна нести ответственность за заблудшие души. Цепную реакцию того, что произошло в Москве на выставке скульптур Сидура, а после в Петербурге с домом на Лахтинской улице, просто необходимо прервать!

Будем откровенными, изображения всевозможной нечисти никак не противоречат христианству и православию в частности.

- Чертей и дьяволов изображали всегда, - рассказал архитектор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, краевед, автор книг о Петербурге Михаил Микишатьев. – Возьмем для примера Вологодский собор Святой Софии, на западной стене изображены сцены Страшного суда. Роспись делали художники Ярославской школы. Если говорить о христианстве, вспомните работы Микелеанджело. А гоголевский Вакула? Он же чертей в церкви малевал!

Сцены Страшного суда есть не только в росписях храмов, но и на многих иконах. Но никогда никому в голову не приходило уничтожить образа.

- Те, кто уничтожил барельеф, это выродки, самозванцы. Их поступок не имеет ничего общего с православием, - считает Михаил Микишатьев. – То же самое я думаю о тех, кто разгромил выставку скульптур Сидура в Москве.

КСТАТИ

Есть небольшая вероятность, что с Федором Шаляпиным, который предположительно изображен на барельефе в образе Мефистофеля, Александра Лишневского познакомила его дочь Вера. Она вышла замуж за Бориса Пронина. В Петербурге он устраивал богемные вечера, был основателем «Бродячей собаки», где собирались представители культуры. Возможно, захаживал туда и сам Федор Шаляпин. Но это только версия. Архитектор мог увидеть знаменитого певца и в опере.

- Тогда модно было ходить в театр, - уточнил Михаил Микишатьев. – В ходу были и открытки с изображением актеров в образах их покупали и собирали.

Своего Мефистофеля Лишневский мог подсмотреть на одной из таких карточек.