Экономика

Базовый элемент российского автопрома

15 лет назад ГАЗ вошел в промышленную группу Олега Дерипаски
Елена ГОЛУБЕВА
С осени 2014 года начат выпуск грузовика «ГАЗон NEXT» -  это одна из 20 новинок ГАЗа за последние несколько лет. Фото: Семен ГОРЕЛОВ

С осени 2014 года начат выпуск грузовика «ГАЗон NEXT» - это одна из 20 новинок ГАЗа за последние несколько лет. Фото: Семен ГОРЕЛОВ

Сразу семь новых моделей показала на недавней выставке Comtrans’2015 «Группа ГАЗ». Случай по нынешним временам редкий. Логично, что три из пяти призов в номинации «Лучший коммерческий автомобиль года в России-2015» взяли также детища Горьковского автозавода. У легендарной марки это далеко не первый успех. Но 15 лет назад о наградах и новых разработках никто и не думал…

…Конец 2000 года. Компания «Сибирский алюминий» (сейчас группа «Базовый Элемент») промышленника Олега Дерипаски покупает пакет акций ОАО «ГАЗ». Новые собственники видят довольно плачевную картину: 11 000 машин пылятся на складах автодилеров, еще 2000 некомплектных авто - на складах завода. Объем закупок на основе денежных средств составлял всего 12%, все остальное - вексельные схемы (до 70%) и бартерные сделки (до 18%). Как результат - неоправданно завышенные цены и низкий спрос. Что уж говорить о развитии модельного ряда и модернизации.

Уныние. Запустение. Безнадега. Скажи тогда кто-нибудь, что совсем скоро по всему заводу зазвучат мудреные японские термины «муда», «джидоку», «гемба», а цеха изменятся до неузнаваемости - ему бы рассмеялись в лицо.

Как ГАЗ заговорил по-японски

Упорядочение производственных процессов с 2003 года приняло необратимый характер. Олег Дерипаска, взявшись за развитие машиностроительных активов, провел немало времени, изучая опыт ведущих японских автомобилестроителей. Он неоднократно побывал на заводах «Тойоты» в Японии, вникая во все тонкости и детали. Постепенно у него возникло четкое понимание: японский опыт можно и нужно внедрять в России - естественно, учитывая наши реалии. Было и ощущение того, что одним жестким стилем управления дела завода поправить не удастся.

«Воровали на заводе ужасно», - вспоминал Дерипаска в одном из интервью. Вторым главным недостатком, по его мнению, было замалчивание проблем. «Это ведь наша общероссийская черта, - рассказывал он, вспоминая об этом периоде. - Мы все время стараемся скрывать проблему. То есть если у тебя есть проблема, значит, тебя за это наказывают. А это неправильно. Руководитель должен быть благодарен, что проблема выявлена, устранена и больше не появится».

Так на Горьковский автозавод пришел «кайдзен» - система непрерывных изменений, или, другими словами, система бережливого производства. Основана она на производственной системе «Тойоты». Дерипаска лично пригласил японских специалистов в Нижний Новгород, чтобы они поделились накопленным опытом. Через несколько лет мудреные японские слова отскакивали у всех от зубов, а производительность труда выросла в четыре раза.

- В феврале 2004 года с первого предъявления стали сдавать 80% кабин, а не 5%, как было в марте 2003-го, - рассказывает директор по развитию производственной системы «Группы ГАЗ»Александр Моисеев. - Из 245 наименований дефектов полностью исключили 206.

Сегодня производственная система ГАЗа - его гордость, эталон для всего российского менеджмента. Ее изучают и успешно внедряют не только на предприятиях, входящих в сферу бизнес-интересов Олега Дерипаски («РУСАЛ», «БазэлАэро», агрохолдинг «Кубань» и др.), но и в Сбербанке, Росатоме, на КамАЗе, во многих других компаниях.

- Рабочие и инженеры ГАЗа подтвердят, что их конвейер - один из лучших примеров организации производственного процесса, - комментировал результаты внедрения системы бережливого производства Олег Дерипаска. - Мы никогда не станем жить, как на Западе. Но ничто не мешает нам изучать их опыт, понять, как мы можем это использовать, чтобы добиться результатов.

Олег Дерипаска дал Горьковскому автозаводу шанс на спасение. Фото: Семен ГОРЕЛОВ

Олег Дерипаска дал Горьковскому автозаводу шанс на спасение. Фото: Семен ГОРЕЛОВ

Сделано в России

В 2005 году была создана «Группа ГАЗ», которая объединила под своим крылом не только Горьковский, но и другие заводы, выпускающие грузовики, автобусы, строительно-дорожную технику, комплектующие - на сегодняшний день 13 предприятий в 8 регионах страны. В их модернизацию было вложено 60 млрд. рублей. Компания занимает около 50% рынка легких коммерческих автомобилей и около 75% рынка автобусов.«Группа ГАЗ» сегодня - признанный лидер по уровню роботизации производства: только на нижегородской площадке задействовано 583 промышленных робота. Созданы новые цеха сварки, штамповки, новый окрасочный комплекс. Уютные столовые, чистые рабочие места, комфортная температура в цехах в любое время года - естественно, что в начале нулевых все это было за пределами мечтаний большинства сотрудников.

Еще один важный момент в деятельности предприятий группы для Олега Дерипаски: разработка собственных продуктов - от комплектующих до новых моделей автомобилей. Так появилось второе поколение «ГАЗелей» - машины линейки «Бизнес». Но с учетом требований рынка и этого было мало. С 2013 года с конвейера сходят все новые модели линейки NEXT. Только на последней выставке в Москве были представлены цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT», автобус «Вектор NEXT», «Урал NEXT» с двухрядной кабиной, седельный тягач «ГАЗон NEXT» и другая техника. Немногие автопроизводители в России могут похвастаться таким количеством новинок собственной разработки. Всего за последние годы на предприятиях группы было выпущено два десятка новых и модернизированных моделей.

- Темп обновления модельного ряда на ГАЗе является уникальным для российского автомобилестроения, - говорит президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. - В конструкцию всех наших новых автомобилей закладываются перспективные решения, соответствующие не только запросам российских потребителей, но и самым жестким требованиям экспортных рынков.

В 2014 году ГАЗ получил Единое европейское одобрение типа транспортного средства, которое позволяет продавать автомобили «ГАЗель NEXT» во всех странах ЕС. В октябре того же года стартовало производство «ГАЗели NEXT» стандарта «Евро-5» в Турции. Осенью 2015 года начались продажи «ГАЗелей» в Сербии. В ближайшей перспективе - дальнейшее расширение экспорта.

В 2004 году Олег Дерипаска принял решение о создании собственного двигателя и строительстве нового производства на заводе «Автодизель» в Ярославле (также входит в состав «Группы ГАЗ»).

- Для нас это был переломный момент, когда определялась стратегия развития двигателестроения в России - будем ли мы создавать собственные дизельные двигатели, соответствующие перспективным экологическим нормам, или будем использовать разработки международных производителей, - рассказывает директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Валентин Фомин.

Это решение предопределило усиление собственных инженерных компетенций «Автодизеля», разработку нового семейства средних дизельных двигателей, создание самого современного производства дизельных двигателей в России, в которое вложили около 10 млрд. рублей. Мотор нового поколения ЯМЗ-530, помимо соответствия стандартам «Евро-4» и«Евро-5», универсален и может применяться в самой разнообразной автомобильной, сельскохозяйственной и специальной технике.

Новые инженеры для новой страны

ГАЗ, помимо развития существующего производства, не забывает о долгосрочной перспективе. Компания уделяет большое внимание подготовке инженеров для машиностроения. Предприятия «Группы ГАЗ» - это мощные инженерные центры, современные производства, центры компетенций сразу в нескольких отраслях машиностроения.

Все предприятия группы активно сотрудничают с благотворительным Фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело» в рамках программ, направленных на воспитание инженерных кадров со школьной скамьи. Компания также тесно связана с вузами и профессиональными училищами.

- Задача номер один для России сейчас - сформировать новую техническую элиту, - уверен Олег Дерипаска. - Если мы этого не сделаем, страна попросту разрушится.