Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Авто22 октября 2015 16:30

Куда впадают бензиновые реки

Разбираемся в типах подачи топлива в моторы
Современные автомобили очень требовательны к чистоте топлива.

Современные автомобили очень требовательны к чистоте топлива.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Раньше все было просто: каждому мотору полагался карбюратор. Точнее, все было сложно, потому что карбюраторы вели себя из рук вон плохо, особенно руки прилагали к ним все кому не лень. Но теперь это в прошлом, постоянно растущие экологические требования заставили автопроизводителей перейти на впрыск топлива. И вот тут начались соревнования, кто сложнее, технологичнее и дороже. А нам что с того?

В ОДНУ ТРУБУ

Центральный впрыск, он же одноточечный или моновпрыск - это самое простое решение, имело обозначение SPi. По сути своей - это тот же карбюратор, но с форсункой*. Топливо подавалось не по отдельности в цилиндры, а одним потоком. Эти системы появились на иномарках в 80-е годы прошлого века, сейчас они не производятся, но на автомобилях 20-летнего возраста как раз такие и стоят. И работают, кстати, до сих пор, как часики, потому что их «конек» - простота и надежность. Да и промыть такую можно самостоятельно. Но экономией топлива та схема похвастать не могла, да и экологичностью там не пахло, потому эту систему быстро сменили более сложные.

ПО ШТУКЕ НА БРАТА

Многоточечная система впрыска (MPi), или распределенный впрыск, отличается тем, что на каждый из цилиндров ставится отдельная форсунка . Четыре цилиндра - четыре форсунки. Ими управляет электроника, «мозги» в соответствии с программой дозируют подачу топлива. Тут еще используют слово «фазированный», описывая впрыск. Каждая из форсунок управляется отдельно и открывается непосредственно перед тактом впуска.

Эта схема и сейчас является самой распространенной для бензиновых двигателей легковушек, особенно бюджетных. Например, используется в ВАЗовских моторах. Потому что сочетает умеренное потребление топлива, невысокие требования к качеству топлива и низкий уровень вредных выбросов. Но она уже дороже, поскольку сложнее.

САМАЯ УМНАЯ

«Система непосредственного впрыска» - эти слова производители машин сейчас используют как рекламные. Но ставятся системы с обозначением DFi уже не только на дорогие авто, и «китайцы» могут такими похвастать. В этом устройстве впрыск топлива осуществляется непосредственно в камеру сгорания каждого цилиндра, и оно позволяет создавать оптимальный состав топливно-воздушной в зависимости от режима работы двигателя - на холостом ходу, при щадящей эксплуатации или на самых высоких оборотах. Тут электроника может повысить степень сжатия, чтобы гарантировать экономию топлива, повышение мощности двигателя, а также полное сгорание смеси и снижение вредных выбросов. И топливом брызгается не сплошным потоком, а короткими импульсами.

Экологи счастливы, но для нас тут и сложность конструкции, и чувствительность к качеству топлива, и боязнь содержания серы в бензине. То есть на выходе получаем дорогую и капризную систему, которая очень требовательна к качеству работы электрооборудования и может накрыться медным тазом после первого же «глотка» паленого бензина.

При этом какой либо самостоятельный ремонт систем впрыска нежелателен или вообще невозможен. И диагностика тоже требует специального оборудования. Возможна лишь профилактика, в автомагазинах продаются составы для периодической промывки систем впрыска, которые заливаются прямо в бензобак. Но тут есть риск, что в первую очередь они начнут промывать как раз бак, а дальше мелкие частицы мусора начнут засорять топливный фильтр. Потому в автоцентрах зачастую не рекомендуют пользоваться этими средствами и советуют покупать бензин только на проверенных брендовых АЗС. Иначе ремонт с заменой форсунок на новые может стоить десятки тысяч рублей, и даже гарантия эти расходы не покрывает.

НАША СПРАВКА*

Система впрыска топлива - составная часть топливной системы автомобиля. Инжектор (или форсунка) - это основной рабочий орган любой системы впрыска, он распыляет и подает в камеру сгорания мотора бензин. А дизель мы сейчас не трогаем, там своя «кухня».

Слушайте ежедневную программу «Автомобили» на Радио «КП».

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

Присоединяйтесь к группе автомобилистов ВКонтакте.