Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Экономика28 октября 2015 17:31

На пороге революции. Бюджетной

Эксперт рассуждает о том, к чему ведет уменьшение Резервного фонда и снижение цен на нефть
2016 год – это когда мы сможем последний год тратить наши запасы, наши резервы

2016 год – это когда мы сможем последний год тратить наши запасы, наши резервы

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

2017-й год обещает не посрамить юбилей столетней давности. Революция будет, бюджетная – точно. Это пообещал не какой-нибудь трибун-революционер, а негромкий технократ, министр финансов Антон Силуанов.

Все арифметически просто. Силуанов рассказал на парламентских слушаниях в Совете Федерации: «2016 год – это когда мы сможем последний год тратить наши запасы, наши резервы». В проекте бюджета-2016 заложено, что объем Резервного фонда к концу 2016 года снизится до 1 трлн. рублей, Фонд национального благосостояния - до 4,6 трлн. рублей.

Доедаем нефтегазовые резервы и оказываемся в окружении. Расходов. Бюджет-2016 и так секвестрирован на голову: расходы на образование, науку, здравоохранение урезаны жесточайшим образом, залезли в карман пенсионеров, оставив их без полагающейся индексации. Военные расходы власть в обиду не дает.

И ведь не рассосется. Цены на нефть, а они – главные кормилицы бюджета, с гораздо большей вероятностью пойдут вниз, а не вверх.

Указателей на движение именно в этом направлении больше, чем достаточно. Аналитики инвестиционного банка Goldman Sachs заглянули в бочкотару и выяснили, что она затоварена: «Объем используемых мощностей для хранения дистиллята в США и Европе близится к исторически максимуму на фоне почти рекордной загрузки нефтеперерабатывающих заводов, слабого роста спроса (особенно на бензин)». Если это наблюдение верно, то следующий вывод уже выплескивается наружу: цены на нефть пойдут дальше вниз. В Goldman Sachs ссылаются на прецеденты: нефть и нефтепродукты уже лились через край хранилищ в 1998 и 2009 годах. Тогда последовало резкое снижение цен на нефть.

А впереди десант иранской нефти, освободившейся от санкций, что пошлет цену вниз. Да и ФРС рано или поздно поднимет свою ставку, а это значит, что доллар подорожает, на что нефть отзовется удешевлением.

В общем, баррель России не помощник. Стоит, кстати, напомнить, что в проекте бюджета-2016 он стоит $53, так что бюджетная революция может оказаться ближе, чем кажется.

Что это за революция? Во-первых, рост пенсионного возраста, который вряд ли удастся оттянуть до президентских выборов. Во-вторых, налоговые ужесточения для бизнеса, и не только для нефтяников с газовиками. В-третьих, перенос налоговой нагрузки на население (налог на имущество, расходы по поддержанию ЖКХ и т. д.).

Главная проблема даже не в самих налогах, а в том, что эти шаги подрывают потенциал роста экономики. Если она надолго останется в кризисе, а, как считают в Минэкономразвития, при ценах на нефть в $40, так и произойдет, то налицо замкнутый круг.

Его придется разрывать. Или госрасходы должны соответствовать возможностям экономики. И ранжировать их следует именно потому, помогают ли они экономике расти или, наоборот, мешают этому. Или переходить к мобилизационной модели. Ее уже предложил советник президента Сергей Глазьев. Последний вариант – это разворот не только экономической, но и социальной, и политической динамики. Это революция, и не только бюджетная.