Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество15 февраля 2016 10:25

На что живут балерины Большого?

Наш колумнист пытался выяснить, как зарабатывает храм под колесницей Аполлона
Так что мы на самом деле не знаем, насколько Большой реально нуждается в деньгах, как он сам и на чем пытается зарабатывать. И пытается ли вообще

Так что мы на самом деле не знаем, насколько Большой реально нуждается в деньгах, как он сам и на чем пытается зарабатывать. И пытается ли вообще

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Финансирование Большого театра срезали на 200 млн рублей из предписанных отдельной строкой (!) в федеральном бюджете 4,44 млрд. Еще в прошлом году сняли 500 млн. Правда, вроде бы «светит» президентский грант миллионов на 300. Еще есть Попечительский совет. Он может подкинуть денег. В открытых источниках встречается цифра: программа финансирования Попсоветом должна была составить более 282 млн рублей за прошлый год. Сайт самого совета по части денег и программ показался мне неприлично скупым. По сути, там нет никакой такой информации, кроме списка корпоративных спонсоров, приглашения «стать партнером» и дежурных рекламных фраз. Сам гендиректор Большого Владимир Урин, посетовавший городу и миру о бюджетных сокращениях, тоже не сказать чтобы был словоохотлив по части финансов. Сообщил лишь, что средняя зарплата «по больнице»… ой, простите, по храму под колесницей Аполлона, составляет 73 тыс. рублей. А доходы от продажи билетов – 25% от общих доходов. Все. Простой вопрос: оправдана ли такая «скромность» по части раскрытия финансирования и эффективности расходования средств учреждением, являющимся одним из главных символом страны? С этим вопросом я отправился на сайт Лондонского Королевского Оперного театра (впрочем, и балетного тоже) Ковент Гарден. На мой субъективный взгляд это примерно равная Большому «звезда» на оперно-балетном небосклоне.

На подробнейшем портале, помимо информации о репертуаре, возможностях покупки билетов и пр., а также о том, как стать «другом» театра, можно найти и финансовый отчет о том, откуда и в каких объемах поступают деньги и как они расходуются. Оказывается, 14-й год подряд Ковент Гарден, также получающий щедрые гранты и деньги налогоплательщиков, заканчивает год с профицитом. Из почти 50-страничного отчета о работе театра за 2013/2014 сезон можно, в частности, узнать, что общие доходы (с разбивкой по статьям), включая гранты и пожертвования, составили в 2014 году около 125 млн. фунтов. Мне кажется, с учетом лондонских цен и безумного сегодняшнего обменного курса, мало отражающего реальную покупательную способность рубля, более чем 62 млн. долларов на Большой – вполне сопоставимая с этим цифра, причем не нищенская. На билетах Ковент Гарден заработал 44 млн фунтов (35% против 25% у Большого, еще пойди купи эти билеты). Есть у британцев расклад по расходам: 77% истрачено на организацию спектаклей, 11% - на маркетинг, 1% - на содержание помещений и т.д. Расходы примерно на 1 млн фунтов меньше поступлений.

Ковент Гарден имеет многочисленные коммерческие доходы, кроме продажи билетов: продажи прав трансляций, сувенирной продукции, DVD-дисков (есть собственная студия) и пр. На сей счет также имеется детальная информация - по объемам продаж и вообще деятельности театра. Так, в прошлом году состоялось около 500 спектаклей, продано 800 тыс. билетов, заполняемость зала -95%. Можно даже найти информацию о доходах «топ-менеджмента». Так, главный дирижер Королевской оперы Антони Паппано заработал в прошлом году 566 тыс. фунтов (для сравнения зарплата премьер-министра Великобритании 142 тыс. фунтов).

В публичном отчете Ковент Гардена есть даже строка о том, сколько «стоячих билетов» по низким ценам продано (10 тысяч «студенческих»). 20% - доходов Ковент Гардена — фандрайзинг (сбор добровольных пожертвований), в том числе мелкими суммами. Наверное, и у нас многие захотели бы стать «друзьями Большого» за невеликие деньги и возможность какой-то обратной связи с этим собранием звезд. Но на сайте театра и его Попсовета я не нашел никакой информации ни о том, чем еще театр зарабатывает, ни вообще финансовой отчетности хотя бы общих чертах. Разве что на сайте Попсовета даны реквизиты банковского счета, куда можно скинуть денег. Это выглядит топорно: так никто нынче фандрайзингом не занимается, если только не хотят показать, что брезгуют мелкими суммами простых обывателей.

Так что мы на самом деле не знаем, насколько Большой реально нуждается в деньгах, как он сам и на чем пытается зарабатывать. И пытается ли вообще. По сайту судя – ему практически вся эта суета в западном стиле «по барабану». Мол, сами придут и сами все дадут. Ведь он же – «памятник», кто ж его обидит. Однако времена нынче не те, что при тов. Сталине или Брежневе, когда Большой был одним из главных пропагандистских символов страны и на него денег не считали. Сегодня надо «вертеться» посильнее, чем балерина в фуэте. Правда, в обмен придется делать доходы и расходы более прозрачными для публики.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Большой театр засудит тех, кто продает билеты на его спектакли

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин сообщил в интервью RNS, что в ближайшее время подаст в суд на компании, продающие билеты на спектакли в интернете. Это не значит, что теперь билеты в Большой нельзя будет купить online. Можно. Но только на тех сайтах, которые заключили с Большим официальные соглашения (подробности)