Общество31 марта 2016 22:00

Владимир Мединский: Успешным театрам вручаем "Денежный сертификат Табакова"

Министр культуры России рассказал как изменилась жизнь музеев, театров и отечественного кинематографа за последние годы
Владимир Мединский в редакции "Комсомолки".

Владимир Мединский в редакции "Комсомолки".

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

С НОВЫМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ГОДОМ!

Вот уже третий год подряд жители нашей страны живут не просто в 2014-м, 2015-м или в 2016-м, а в «Год культуры», «Год литературы» или в нынешнем, который назван «Годом российского кино». С этого Владимир Мединский и начал свой доклад на Коллегии Министерства культуры, который внимательно слушали не только сотрудники ведомства, но и самые заинтересованные лица - известные режиссеры, актеры, театральные деятели, сотрудники ведущих российских музеев.

- Яркое проявление внимания государства к культурной политике – это тот факт, что у нас третий год подряд официально посвящен гуманитарным темам, - подчеркнул министр. И сразу обрадовал всех, кто любит театр: - Министерство готово поддержать инициативу председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина о проведении в 2018 году «Года театра», о чем шла речь на последнем заседании Совета при Президенте по культуре и искусству. Это придаст стимул развитию всего театрального процесса в стране.

К тому же, как стало ясно из цифр, озвученных Министром культуры, у российских театров зрителей становится с каждым годом все больше, а значит растут и собственные заработки театров.

- Несмотря на оптимизацию бюджета за последние годы финансирование театров не пострадало ни по зарплате, ни по общему содержанию, - сообщил Владимир Мединский. - С 2012 года количество спектаклей по стране выросло на 9 процентов, в федеральных театрах рост составил около 20 процентов.

К тому же, как стало понятно из доклада министра, нашумевшие спектакли теперь могут увидеть не только москвичи, но и жители других городов. все - благодаря появлению Федерального центра поддержки гастрольной деятельности. Количество гастролей федеральных театров с 2012 года выросло на 60 процентов - это 905 показов в прошлом году, а в целом по стране - 40 тысяч показов. Отметил Мединский и «ударников» театрального труда, чьи спектакли пользуются особой популярностью у зрителей:

- Наиболее эффективные среди оперных театров – многолетние лидеры отрасли Мариинский и Большой театры, заполняемость которых не опускается ниже 96 процентов. Среди драматических театров лидерами являются – Вахтанговский, обеспечивший в 2015 году 515 млн. рублей внебюджетных поступлений (от продажи билетов - ред.). Посещаемость МХТ им. Чехова все последние годы не опускалась ниже 99 процентов. Вдвое за последний год выросли показатели внебюджетных поступлений БДТ. Замечу, что наиболее успешные учреждения выигрывают на этих показателях дважды, потому что Министерство их еще и премирует. Логика простая: как говорит Олег Павлович Табаков, «театр без зрителя – это противоестественно». Поэтому с прошлого года наиболее успешные театры премируются денежными сертификатами. Мы их называем «сертификатами Табакова».

МНЕНИЕ

Генеральный директор Большого театра Владимир УРИН:

«Я с большим вниманием выслушал отчет, представленный Министром, и очень впечатлен. Дело даже не в озвученных процентных показателях, которые растут по всем направлениям. Впечатляет сам масштаб деятельности, ее направление... Насколько я знаю, в первом чтении приняты изменения в налоговое законодательство, которые коснутся льгот для меценатов. На мой взгляд, это очень серьезный и решительный шаг, который обязательно поможет решить целый ряд актуальных вопросов по привлечению частных средств».

КТО ХОДИТ В МУЗЕЙ ПО НОЧАМ

Еще одна идея Минкульта, которая очень полюбилась зрителям - тематические ночи, когда музеи и театры открывают свои двери в неурочное время, причем, совершенно бесплатно.

- Ежегодная «Ночь музеев», без которой уже невозможно представить себе культурную жизнь страны, стала такой традиционной и привычной только после 2012 года, причем не только в отдельных точках, а в федеральном масштабе. В 2015 году в ней участвовали 2,5 млн человек. Этот успех нас, конечно, вдохновил – и мы придумали еще и «Ночь искусств». А в этом году – естественно, «Ночь кино», - сказал министр. - В итоге за прошедшие годы мы видим рост посещаемости музеев на 27 процентов – с менее чем 87 миллионов зрителей в 2012 году до 110 миллионов в 2015-м.

Благодаря таким новым формам общения со зрителями меняются и сами музеи. По словам Владимира Мединского, «после 2012 года они вдобавок стали интерактивными площадками, где посетитель не просто рассматривает предметы старины. Они становятся тем самым пространством просвещения и воспитания, о котором мы с вами говорили выше. Конечно, мы предпринимаем и организационные шаги для привлечения граждан в музеи. Это и бесплатный доступ для детей до 16 лет, и продление работы музеев в отдельные дни. Это была в 2012 году инициатива минкультуры, внедрялась она нелегко, признаться – но сейчас она прижилась в 70 регионах страны».

МНЕНИЕ

Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен ШАХНАЗАРОВ:

«Одним из ключевых достижений является бесплатное посещение музеев России детьми и молодежи до 16 лет. Это большое достижение министерства и лично Владимира Ростиславовича Мединского, поскольку все прекрасно понимают, как сложно было принять это решение и добиться его проведения».

БИТВА ЗА КИНО

В «Год российского кино» Владимир Мединский рассказал тех шагах, которые предпринимает министерство, чтобы увеличить интерес к отечественным фильмам.

- Очень хочется рассказать о своих успехах на этом поприще. Например, о том, что растет доля российского кино в прокате с 16, 4 процентов в 2012 году до 18 в 2015 году, и доля его кассовых сборов – с 15,5 процентов в 2012 году до 17 в 2015-м. О том, что каждый год у нас на экранах появляются фильмы, явственно востребованные обществом и потому успешные в прокате: это «Батальон» и «Битва за Севастополь», «Легенда №17» и «Сталинград», мультфильмы и семейные комедии, - начал Владимир Ростиславович. - Все это есть... Отчасти задачу доступности отечественного кино для отечественного зрителя призвана решить программа новой кинофикации, которую мы с Фондом кино запустили в этом году. Предусматривается открыть 443 кинозала в малых городах (где до сих пор вообще никакого кино не было) – с обязательной 50-процентной квотой российского проката. Причем финансирование этого амбициозного проекта в размере 2,3 млрд рублей не было спущено сверху в честь праздника – это из закромов Минкультуры как один из результатов политики экономии. Но эти факты – увы, не свидетельствуют о качественном прорыве. Ни с точки зрения объективных показателей, ни с точки зрения самодостаточности, устойчивой конкурентоспособности нашего кино в целом. Так что нынешний Год российского кино я рассматриваю не как повод для парадных отчетов, а как возможность заложить основы для решения стратегических задач, - подытожил министр, - как возможность продолжить на новом уровне диалог с киносообществом. И, надеюсь, в ближайшее время у нас будут кое-какие новости по этой части.

МНЕНИЕ

Пианист Денис МАЦУЕВ:

«В музыкальном искусстве за последние два года произошли ключевые сдвиги, о которых нельзя не сказать. В первую очередь, это уникальное филармоническое движение, которое огромными темпами развивается по всей стране. Это безусловная заслуга Минкультуры России».

Кстати, как следует из доклада Владимира Мединского, в прошлом году весь мир был впечатлен уровнем и масштабом 15-го Международного конкурса Чайковского, на который поступило рекордное количество заявок потенциальных участников – 630 из 45 стран мира. Состязания конкурса в прямом эфире транслировались телеканалом «Культура» и компанией medici.tv на специально созданном сайте. Общее количество просмотров трансляций за время работы конкурса – около 10 млн. из 10 тысяч городов 179 стран мира!