Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды1 апреля 2016 7:00

Русский иконописец Болгарии

Самые известные болгарские церкви, которые входят в обязательные туристические маршруты,– это кафедральный собор Александра Невского в Софии, храм-памятник в городе Шипке, Варненский кафедральный собор, храм Богородицы в Бургасе.
фото: chudesamag.ru

фото: chudesamag.ru

Но мало кто знает, что фрески на стенах этих и еще более 20 болгарских церквей созданы исключительно талантливым живописцем русского происхождения Николаем Ростовцевым. И судьба этого художника неотделима от судьбы двух народов – российского и болгарского.

От военной службы – к живописи и иконам

Николай Ростовцев родился 18 декабря 1898 года в городе Сувлаки. С детства проявлял интерес и способности к рисованию, но был отдан в военное училище, которое окончил в самый канун Октябрьской революции. В разразившейся затем гражданской войне воевал в рядах Белой армии в чине унтер-офицера в Пятом драгунском полку, и едва успел подняться на последнее судно, отчалившее к чужим берегам.

Весной 1921 года он высадился в Варне, где началась его долгая эмиграция в Болгарии, стране, которая стала его второй родиной. Начало болгарской жизни было трудным – абсолютно один, без профессии, без крова над головой. Молодой человек оканчивает курсы для белогвардейцев, работает техником на стройках по всей стране. Несмотря на неустроенный быт, поступает в Художественную академию в Софии, которую заканчивает с отличием в 1930 году. И при этом получает первую премию на конкурсе Синода Болгарской православной церкви за икону «Св. Иоанн Предтеча».

Надо отметить, что несмотря на успехи в различных жанрах изобразительного искусства, еще студентом Ростовцев проявляет особенный интерес к религиозной тематике, углубляется в изучение старославянской иконописи. И по окончании художественного училища, вся его творческая жизнь была тесно связана с Национальным церковным и архитектурным музеем, для которого он делал десятки копий ценных икон. Многие из них, по мнению известнейших специалистов, не уступают оригиналам, а Ростовцев постепенно становится одним из крупнейших церковных художников Болгарии.

В 1937 году он создал 20 копий старинных фресок Зографского монастыря на Афоне для Историко-археологического музея в Софии. Парадоксальная вещь — многие его произведения не уступали оригиналам, а когда часть оригиналов была утрачена во время войны, то многие были благодарны русскому художнику-иконописцу за их сохранение, пусть даже и в виде копий.

В 1938 Ростовцев получает разрешение Святейшего Синода Болгарской Церкви руководить росписью церквей. И эта работа становится главным делом и основным творческим выражением таланта Николая Ростовцева. Им расписано 26 православных храмов Болгарии. Легко назвать цифру, а какой это был кропотливый и нелёгкий труд, которым он продолжал заниматься даже будучи в преклонном возрасте, практически до самой смерти.

Взлеты и падения

Будучи представителем волны белоэмигрантов, которые, спасаясь от большевистской России, эмигрировали в Европу, Николай Ростовцев в полной мере испытал на себе отношения властей, решения которых определялись текущей политической конъюнктурой. В разные периоды жизни этому мешали такие ярлыки, как «белогвардеец», «русский» и «церковный художник».

Будучи русским и не теряя духовную связь с Россией, в 1929 году Ростовцев стал одним из учредителей Общества русских художников, а с 1938 года — его председателем. А в 1944 году, после заключения перемирия Болгарии с СССР, Общество русских художников было внесено в список организаций с враждебной СССР деятельностью. И хотя потом обвинения были сняты, но Общество распалось, а многие его члены перешли в Союз художников Болгарии.

Николая Ростовцева то включали в Союз художников Болгарии, ценя его талант, то исключали за то, что тот расписывал церкви и писал иконы, а не портреты ударников социалистического труда. Так продолжалось несколько раз, пока в 1957 году его не исключили окончательно. Но свою работу по росписи храмов, что до, что после исключения — Ростовцев продолжал. И когда в 70-х годах прошлого столетия в результате теракта сильно пострадал храм «Света Неделя» в Софии, патриарх Болгарской православной церкви посчитал, что почётную и ответственную задачу заново расписать стены и восстановить купол храма следует возложить на плечи Николая Ростовцева и никого другого.

Сразу же раздались голоса против, выдвинувшие веские аргументы, среди которых главным был тот, что негоже русскому художнику украшать один из самых значительных болгарских храмов. Ростовцева и раньше упрекали, что он привносит русскую стилистику в болгарскую иконописную традицию. Художник отвечал, как всегда, с улыбкой: «Я никогда не поклонялся никаким догмам, ни русским, ни греческим, ни болгарским или ещё каким-либо. Я всегда писал в традициях православия!»

К счастью, патриарх был твёрд в своём решении, и Ростовцев получил возможность воплотить в жизнь старую мечту. Вопреки преклонному возрасту (ему тогда было 73 года) он сам залезал на стропила, чтобы с впечатляющим мастерством изобразить 42 фигуры святых. Сегодня каждый может увидеть и оценить его творение в действующем храме, одном из самых любимых и посещаемых памятников культуры в самом сердце болгарской столицы.

Признание

Имя и творчество Николая Ростовцева получили признание с наступлением демократических перемен в Болгарии после 1989 года. Документальная выставка, посвящённая художнику в рамках цикла «Русская эмиграция в Болгарии после 1917 года» (1992–1993) и «Белая эмиграция в Болгарии» (1995) возродили интерес к этому самобытному мастеру. Выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения (1998), ретроспективная художественная выставка (2003), юбилейная выставка (2013) утверждают и расширяют этот интерес.

К сожалению, этот замечательный художник сравнительно малоизвестен за рубежом и у себя на Родине, которую преданно любил до конца своих дней и завещал это святое чувство сыну Евгению – единственному своему наследнику. Весьма успешный бизнесмен, на котором ветвь Ростовцевых в Болгарии обрывается, далёк от искусства, но бережно хранит многие полотна мастера. В Болгарии Николай Ростовцев признан корифеем в своей области, а его творчество – неотъемлемой частью болгарской художественной палитры, со своим местом и значением в европейской культуре.