Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics

Выполнит ли правительство установленные для него показатели?

На пике недели

НА ПИКЕ НЕДЕЛИ

В студии: доктор экономических наук Игорь Николаев и корреспондент отдела экономики «Комсомольской правды» Евгений Беляков.

Беляков:

- Сегодня мы будем говорить о новом составе правительства. Он будет назначен в ближайшие дни. И вчера уже премьер Дмитрий Медведев представил свои предложения президенту. Путин рассмотрит, проведет интервью с потенциальными кандидатами на должности. Процентов на 50 у нас правительство останется тем же самым.

Николаев:

- Если не больше.

Беляков:

- Да.

Николаев:

- Оно формально может измениться. Типа, с одной должности перейти на другую. Вроде бы появится новый министр. Но вы правы, там достаточно много и останется.

Беляков:

- Мы слышали много версий, как и кто кого заменит.

А сегодня поговорим о другом. О тех экономических обещаниях, которые сделал Владимир Путин во время предвыборной кампании. Их было много. Они уже оформлены, я так понимаю, в законно указы.

Николаев:

- И теперь это не просто обещания. Это уже отлито в камне! Так, по-моему, Дмитрий Медведев однажды сказал о своих словах. И это уже закреплено в указах и оцифровано.

Беляков:

- И взять свои слова назад уже нельзя будет.

Николаев:

- Мы сейчас и поговорим, что должно быть.

Беляков:

- А ответственность там не приписана случайно?

Николаев:

- Нет. Евгений, вы верны в своей надежде. Прописаны или не прописаны… Нет там ответственности. И так шажок мы сделали. Оцифровали результаты деятельности будущего правительства, которое у нас появится. И мы знаем, например, что к 18-му году у нас в стране должно быть создано и модернизировано 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

Беляков:

- А что это такое?

Николаев:

- К сожалению… Конечно, у меня есть трактовка, что это могло быть. В принципе, у нас формального определения нет. Это первый вопрос, который возникает.

А что значит «модернизация»? Думаю, через шесть лет о каждом рабочем месте можно будет сказать, что оно модернизировано. Вы через шесть лет за своим компьютером… У вас там новая программа будет стоять, и вас можно будет посчитать в числе вот этих самых 25 миллионов рабочих мест.

Это один из показателей. Этих показателей не один десяток страниц. С перечнем.

Это очень хорошо, что оцифровали результаты деятельности. Хорошо это и в содержательном, в сущностном понимании, потому что вот вам поставлена конкретная цель. Теперь можно будет спросить. Вас за язык никто не тянул, вы на это согласились и где результат? Где 25 миллионов рабочих мест? Не знаю, как будет отвечать через шесть лет или через восемь, потому что некоторые показатели должны быть достигнуты к 20-му году. В основном все заканчивается 18-м годом. Пока. И это десятки, если не сотни показателей. Такое в нашей истории впервые. Никогда перед нашим правительством такие четко оцифрованные результаты деятельности не ставились.

Беляков:

- А что там за показатели?

Николаев:

- Их очень много. К примеру, у нас объем инвестиций по отношению к ВВП должен составить к 18-му году 27 процентов. Разные оценки есть, но сегодня эта цифра не превышает 20 процентов. От 15 до 19 с небольшим.

Беляков:

- Это вполне достижимо, если до 27 поднять.

Николаев:

- Не знаю. Мы в этом интервале находимся все последние годы. Мы поднялись на несколько процентных пунктов. Здесь такой скачок. Уже сомнение.

Беляков:

- При том, что у нас продолжается отток капитала.

Николаев:

- И очень мощный. Порядка 49 миллиардов долларов с начале этого года уже утекло. И те скачки курсовые у валюты связаны, в том числе, и с этим.

Производительность труда к 18-му году должна увеличиться в полтора раза.

Беляков:

- Неплохой показатель.

Николаев:

- А здесь интересно. Если мы в полтора раза хотим увеличить за шесть лет, то есть на пятьдесят процентов, это значит, среднегодовой прирост производительности труда должен составлять около семи процентов. Но ВВП почему-то увеличивается на четыре процента ежегодно. Как это может быть?

Беляков:

- Тогда нужно…

Николаев:

- Если у нас число занятых примерно одно остается, объем рабочего времени, то каким образом у вас ВВП ежегодно может увеличиваться на 4 процента, а производительность на 7? Нестыковочка. А ведь это указ президента!

Прошла инаугурация. И сразу появляется: таких показателей должны достичь!

Дальше - больше. Есть показатель… Необходимо увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 1,3 раза. К 18-му году. А какова сейчас доля? Меня смущает, что нет такого показателя. Когда устанавливается показатель, а какой уровень сейчас, а насколько ежегодно у нас прирастает? И мне становится понятно, к 18-му году это можно достичь или нет? А когда говорят, что вы должны у 18-му году это сделать, не имея представления о том, что сегодня происходит, это уже… Это не по всем показателям. Но такая претензия есть.

Есть указ о мероприятиях о реализации государственной социальной политики. О долгосрочной государственной экономической политике, О совершенствовании госполитики в сфере здравоохранения. Это целый пакет. И там сотни показателей, которые уже легли в текст указа и которые правительство, которое вот-вот появится, должно достичь к 18-му году.

Беляков:

- Мы слышали, что там есть показатели, характерные для зарплат врачам, учителям и так далее. То, что было в предвыборных обещаниях.

Николаев:

- Реальная зарплата у нас должна увеличиться к 18-му году в полтора раза. В 1,4 – 1,5 раза. Реальная. То есть инфляция учтена здесь. Это тоже прилично. Это те же самые семь процентов. Это хороший показатель.

Беляков:

- Зарплата должна расти на процентов пятнадцать каждый год.

Николаев:

- С учетом инфляции. Реальная – в полтора раза. Тоже очень серьезный барьер. Дай бог, чтобы мы это выполнили. В том году реальная зарплата у нас выросла на 2 процента. Сейчас на 7 процентов ежегодно. А в экономике вещи происходят не очень приятные. И опять сомнения возникают.

Когда оперируют показателями, которых фактически нет в статистике, или явно завышенные показатели, то должно произойти какое-то чудо, какой-то поворот и, самое главное, никаких вторых волн кризиса не должно быть! Наоборот, такая пруха должна быть в мировой экономике, чтобы все это выполнить! Просто мечтать об этом приходится. И у меня вопрос: а это учитывалось, что происходит: Греция, Европа. Смотрите, что с ценами на нефть. Не учитывалось. Если бы учитывалось, то по многим показателям цифры были бы другие.

Беляков:

- А если ли в этих указах президента инструменты?

Николаев:

- Есть. И это хорошо. Хотя это спорный момент… К 16-му году государство должно выйти из компании несырьевого сектора. И инфраструктурных компаний. Допустим, такие банки, как ВТБ, ВЭБ, уже наверное не будут существовать в форме госкорпораций к тому времени. Там государства быть уже не должно. Государство здесь говорит о том, что приватизация должны быть глубже и шире. Инструмент это? Но это инструмент, которым надо умело пользоваться. Но это инструмент.

По большому счету, там их и нет, потому что много пунктов порученческого характера. Это значит, что правительству поручается внести такой документ к такому, подготовить предложение к такому-то… Я разъясняю уловку этой формулировки. Предложения могут быть подготовлены. Они будут согласованы и представлены в правительство. Пункт указа будет выполнен. А дальше ничего не сказано. Кто сказал, что эти предложения должны реализовываться?

Я 10 лет работал на госслужбе. Я же знаю, как это все делается. Как пишутся указы из пунктов, которые легко выполнить, но потом почему-то не оказывают никакого действия на реальную экономическую ситуацию.

Пунктов порученческого характера достаточно много. Предложения самого разного рода.

Кстати, там есть еще один интересный пункт. Это повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120 позиции на 20-ю. Это так называемые «сто шагов вперед».

Беляков:

- Мне тут Юрий Алексеевич рассказал очень печальную историю поездки на майские праздники. Расскажите!

Николаев:

- Это настолько больная тема. Думаю, каждый из нас может столько наговорить про российские дороги! Я доехал до Прибалтики, до Эстонии. М9 – Балтия. ЕЕ-то я проехал. Но на дорогах Псковской области потерял колесо и так влетел! Об этом можно много рассказывать! И все прекрасно знают. Это ужас! Это стыд! Наша страна, богатейшая страна, нефть и газ! В Прибалтике этого нет. НО туда въезжаешь, посмотрите… А в Белоруссию въезжаешь! А у нас федеральные трассы! Але, чиновники! Росавтодор! Правительство формируете к 18-му году! Показатели нам рисуете такие, которые вызывают сомнение. Вы по дорогам ездите? Или вам потемкинские деревни показывают?

Возмущению моему нет предела!

Беляков:

- У нас есть звонок.

- Добрый день! Мне 33 года. Я инженер-строитель. У вашего собеседника большой пессимизм!

Беляков:

- А вы верите в то, что все обещания будут выполнены?

- Дело не в обещаниях. Я патриот. Но ни к какой партии симпатии у меня нет. Я выходец из Казахстана, приехал в Россию. Отличное жилье. Имею хорошую работу. Хорошее образование, которое дало мне эту работу.

Прирост ВВП 4 процента и производительность труда 7 процентов, это довольно реальная вещь. Я, как молодой человек, получаю «белую» зарплату. И я вижу, куда уходят мои отчисления в пенсионный фонд. И у меня на иждивении находятся родители-пенсионеры, если посчитать сумму, которую я отчисляю в пенсионный фонд, в принципе, ту пенсию они и получают.

Беляков:

- А вам не кажется, что эта сумма могла бы использоваться как-то по-другому?

- Дело не в сумме. Иждивенцы прирастают. Как инженер-строитель, занимающийся производством, я вижу, что мне все больше и больше приходится привлекать людей извне. У нас российские специалисты исчерпаны. Большинство российских бригад – средний возраст…

Беляков:

- Не кажется ли вам, что вы себе противоречите?

- А насчет производительности труда. К чему я? ВВП напрямую зависит от того, сколько государство получило прибыли. А производительность труда напрямую зависит от того, сколько один человек сделал, насколько больше, чем год назад.

Беляков:

- Спасибо.

Николаев:

- ВВП и производительность труда. Как это может не противоречить? Я думаю, что такое числитель и знаменатель все помнят. Производительность, если мы меряем на одного работника, ВВП на количество занятых. Этот показатель, сказано, будет расти на 7 процентов. В год. И представьте, что у нас количество занятых не меняется. Или даже уменьшается. И если у вас не меняется знаменатель, я надеюсь, постарайтесь понять, у вас числитель тоже должен увеличиться. А числитель, это ВВП, на 7 процентов. Чудес не бывает. А у нас ВВП должен увеличиться на четыре, а производительность на семь процентов! Это простейшие противоречия.

Вы инженер-строитель, а я экономист. И на пальцах объяснил, что такая вот арифметика. Если мы уменьшим существенно количество занятых, такого не будет. Теоретически такое может произойти, но количество занятых у нас последние 8-10 лет одинаково. Около 70 миллионов человек. И уверен, что в ближайшие годы оно останется неизменным. И у вас рост ВВП должен коррелироваться, соответствовать росту производительности труда. В экономике чудес не бывает.

Беляков:

- У нас звонок от Владимира.

- Здравствуйте! Представьте себе, если введут в обязательном порядке единственный обязательный референдум, по которому первым пунктом будет «Доверяете ли президенту и правительству?». Если две трети или больше скажут «нет», через месяц новый президент и члены нового правительства. Как вы думаете?

Николаев:

- Это вопрос не совсем по показателям. Честно говоря, я не думаю, что будут референдумы с подобного рода вопросами. Нам сказали, расслабьтесь, все давно решили. Примерно так.

Может, нам бы и хотелось, чтобы спросили мнение у народа. Правда, встает вопрос, насколько объективна будет процедура учета мнения народа. Это очень серьезный вопрос. Но даже этого не будет. Зачем? Властям этого не надо сейчас.

Беляков:

- Что вас еще удивило в обещаниях?

Николаев:

- У нас сейчас налоговый маневр должен совершиться. В чем он заключается? У нас должна возрасти налоговая нагрузка на сырьедобывающие отрасли, и снизится нагрузка на отрасли обрабатывающие. Мы же хотим когда-нибудь уйти от сырьевой направленности экономики. Но мое мнение состоит в том, что количество налогов с бизнеса все равно должно уменьшиться. С обрабатывающих отраслей. А я знаю, какие высокие бюджетные обязательства даны были в предыдущие годы. Неснижаемого характера. И я знаю, что дефицит бюджета у нас сейчас сохраняется при цене нефти около 120 долларов за баррель, хотя планировалось, что она будет 100 долларов. А у нас дефицитен бюджет уже при 120. Мы пять лет назад при 70 имели профицит пять с половиной процентов. А сейчас при 120 мы дефицитны. И когда говорят, что снизятся налоги, я понимаю, что это останется благими пожеланиями. Надо реально смотреть на вещи.

Беляков:

- У нас на связи Елена.

- Здравствуйте! Мне кажется, что ничего выполнено не будет. Недавно наткнулась на подборку его высказываний, как он боролся с ценами на бензин. Получается, что цены на бензин как были неукротимыми, так и остались.

И говорили, что нам надо уходить от сырьевой модели экономики. 2002-й год где-то он говорил. По сути дела, что получается? Мы напрямую идем к этой модели. И другой перспективы перед нами не ставится.

И такой факт… Прочитала, что в 2010 году Международный экономический форум проводился. И там шла речь о том, чтобы крупные корпорации и банки принимали активно участие с удобными для них инструментами. А что мы видим? По всему миру международные банки взяли экономику других стран под полный контроль. И наша власть сейчас находится под полным контролем этих международных финансовых организаций.

Николав:

- А говорили, что я пессимист…

Беляков:

- У нас на связи Владимир.

- Здравствуйте! Не ему же решать вопрос, а нам воплощать. А когда мы свои нанотехнологии, свой вал продукции возведем в европейский вал и будем им немножко помехой, тогда процент от общего вала будет нашим показателем. Это доход на Россию. И нам нужно работать с точки зрения практики в воплощении своих дел в Европу.

Беляков:

- Спасибо. Если я сравню для себя три-четыре года назад, у нас не было радио, активного сайта, телевидения, то сейчас я ВВП произвожу раза в три или четыре больше, чем четыре года назад. Если это то, что имел в виду Владимир.

Николаев:

- Вы хотите сказать, что я произвожу? Надеюсь, что наша деятельность – это работа по производству нового продукта. Потому что когда люди больше понимают, я надеюсь, что наша передача вносит небольшой вклад, что происходит, они более реально оценивают обстановку.

Если вы люди, принимающие экономические решения, в том числе на своем уровне, на уровне малого предпринимателя, среднего бизнеса, можете вести более эффективную свою политику. В том числе политику по снижению издержек. Если ты знаешь, ты вооружен.

Росстат проводит ежегодные опросы. Факторы, которые сдерживают вас. Неопределенность экономической ситуации всегда в последние годы бизнесом называются в числе важнейших факторов, которые препятствуют его предпринимательской деятельности. И чтобы было меньше неопределенности, мы делаем свою аналитическую работу.

Беляков:

- Каждый делает свое дело.

Николаев:

- И каждый старается делать хорошо. В том—то и проблема, что все вроде пытаются и большинство делает, а вот дороги такие, что оставляем колеса.

Беляков:

- Все указы прописаны. Будем надеяться, что можно будет проверить и через какое0то время посмотреть, как они выполнены. Или нет.

Спасибо!