Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Экономика4 апреля 2016 9:30

Когда банки банкротятся, за это мы платим из своего кармана

Эмиссия денег и высокий процент по кредиту не дают развиваться экономике. В кризис нужно совсем другое, считает наш колумнист
Эмиссия денег и высокий процент по кредиту не дают развиваться экономике. В кризис нужно совсем другое, считает наш колумнист

Эмиссия денег и высокий процент по кредиту не дают развиваться экономике. В кризис нужно совсем другое, считает наш колумнист

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Наши деньги – кредитные. Их нельзя просто так напечатать и раздать. Конечно, когда Банк России сегодня кредитует Агентство по страхованию вкладов, чтобы оно смогло покрыть убытки обанкротившихся банков, это чистой воды необеспеченная эмиссия. Эти кредиты – через инфляцию – просто выемка из нашего кармана. Свидетельство неудач и странностей банковского надзора, или даже кампанейщины со стороны Банка России.

А вот если ЦБР рефинансирует портфели ссуд региональных банков под ссуды малому и среднему бизнесу, это – ничто иное, как кредитование «в меру роста производства». Классика кредитных денег. Или если Неглинная, 12 (там находится главный офис ЦБ. - Ред.) рефинансирует банк из Смоленска под портфель ипотеки молодых заемщиков, то за этим – кредитование строительства жилья и смежных отраслей.

Таких примеров – миллион, их обычно называют «целевая денежная эмиссия», кредитование под рост производства по всей цепочке от центрального к коммерческим банкам.

Зачем она нужна? В нашем банковском секторе, с его инфляцией, «умеренно-жесткой денежной политикой» и двузначным процентом, как в человеческом организме, «кровь» просто не доходит до тех точек, где она должна быть. Кровеносная система больна.

«Целевая денежная эмиссия», ее лимиты - очень уязвимы, когда обсуждаются вне контекста, вне более общей оценки финансовой системы России и ее будущего.

Могут ли быть здесь пузыри? Излишние деньги? Необеспеченные, мошеннические ссуды? Эффект роста цен в жилье? Коррупция? Да, конечно. Ну и что теперь, не жить? Кто хотя бы раз побывал в средних и малых российских городах с их замирающей жизнью, обязательно согласится с тем, что в этих болевых точках нужно создавать то, что называется «доступность кредита», «умеренно-мягкая кредитная политика». Попросту создавать жизнь.

Другое дело, как ЦБР надзирать за банками, каковы требования к заемщикам, как все это не превратить в веселье на час. Рациональный финансовый инженер обязательно справится с этой задачей, понимая не только риски и потери, но и самые важные выгоды – расцвет российских регионов.

Материал взят с разрешения автора с его официальной страницы в сети Facebook

КСТАТИ

Татьяна Голикова: «Госденьги лежат у корпораций на депозитах, а не работают на экономику»

Финансовые власти не раз предупреждали: следующий год может стать последним для Резервного фонда. На конец прошлого года объем «кубышки» составил 3,4 трлн. рублей. Предполагаемый дефицит бюджета в 2016 году – 2,3 трлн. рублей. Итого остается триллион. А при таких низких ценах на нефть как сейчас, возможно, что придется залезть в фонд «поглубже». Где найти деньги? И почему бюджетные средства утекают как песок сквозь «пальцы» государственных предприятий, минуя важные проекты? Об этом в эксклюзивном интервью «КП» рассказала глава Счетной Палаты Татьяна Голикова (подробности)