Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Интересное6 апреля 2016 19:10

Москва таинственная: Почему в Елисеевском для винного отдела прорубили свой ход и за что изгнали хозяина магазина

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Москва таинственная: Почему в Елисеевском для винного отдела прорубили свой ход и за что изгнали хозяина магазина

Москва таинственная: Почему в Елисеевском для винного отдела прорубили свой ход и за что изгнали хозяина магазина

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- А сегодня гулять по Москве нам помогает Александр Мишин, библиофил, гид общества пеших прогулок «Москвохода».

Мишин:

- Добрый день!

Андреассен:

- Сегодня отправляемся в Елисеевский магазин. Он же - знаменитый Гастроном №1. Не так давно нам целый сериал про него показывали, Маковецкий там играет. А мы сегодня вспомним малоизвестные истории этого дома, в том числе, и трагические, если говорить о семейной драме Григория Елисеева.

Основатель магазина Григорий Елисеев.

Основатель магазина Григорий Елисеев.

Фото: Википедия

Но начнем с появления магазина. Он открывается с помпой, даже с торжественным молебном...

Мишин:

- ...Магазин открывали осенью 1901 года. До этого момента два года шла стройка, причем здание, которое к тому времени уже существовало более ста лет (оно пережило великий пожар 1812 года), было плотно одето лесами. И эти леса были зашиты. Среди москвичей, которые очень любят фантазировать насчет того, что и где строится, ходили слухи, что строится какое-то языческое мавританское капище... Напротив церкви, о которой мы сегодня еще вспомним.

Я хочу здесь сказать, что Москва с самого своего начала объединила в себе и Азию, и Европу. И объединяет до сегодняшнего дня. Я всегда на своих прогулках с удовольствием цитирую друга Пушкина князя Петра Андреевича Вяземского. У него есть замечательное стихотворение о Москве. И там есть строчки: «Славянский иль татарский Рим». И вот это совершенно точно относится к тому, что увидели москвичи, войдя в стены Елисеевского магазина, когда тот открылся. Абсолютно азиатская роскошь. Таких магазинов еще не было.

Ведь что сделал Елисеев? Он сломал перекрытия двух этажей и сделал огромный зал - то есть, это была врезка в дом. Это не помещение, которое ему досталось готовым, а полная перестройка.

Первые этажи Елисеев переделал, чтобы было где расположить свою "пещеру Али-Бабы".

Первые этажи Елисеев переделал, чтобы было где расположить свою "пещеру Али-Бабы".

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Дореволюционный Елисеевский - это магазин винных и колониальных товаров. Он прежде всего торговал экзотикой для нашего северного города. Я бы сказал - может, это прозвучит слишком современно и легкомысленно, - что это был своего рода торговый диснейленд. Когда туда заходила публика, она внутри видела какую-то пещеру Али-Бабы, видела наваленные друг на друга плоды юга, Азии, Персии, с которой всегда были сильные отношения. То есть, прежде всего, это не только место, где вы могли что-то купить, но - восхититься и поразиться. Это было зрелище. Это был театр товара. И, на мой взгляд, торговля, если она хочет работать хорошо, доходно, должна быть зрелищем.

Внутри - ну просто не магазин, а дворец!

Внутри - ну просто не магазин, а дворец!

Фото: Евгения ГУСЕВА

Андреассен:

- Зрелище это в какой-то мере и нам досталось. Я имею в виду интерьеры, конечно, которые дошли до нашего времени. А есть ли объяснение, почему винный отдел в этом магазине находится отдельно?

Мишин:

- Да, есть объяснение. История гласит, что через несколько дней после того, как магазин был открыт и об этом рассказала московская пресса, пришел акцизный чиновник. Совершенно невзрачный, но представлявший некую угрозу. И сказал: «Я пришел вас опечатывать». «А что такое?», - спросил один из представителей фирмы. А дело в том, что по закону Российской Империи производство и продажа алкоголя и табака должны были находиться по отношению к церковным зданиям на расстоянии не меньше, чем 42 сажени. Это современные сто метров. А через Тверскую был храм с приделом во имя Димитрия Салунского. И эта дистанция 42-саженная в нашем случае не соблюдалась немножечко. Может, на пять-семь метров. Кстати, тогдашняя Тверская была в два раза уже. Тверская, которую мы сегодня знаем, хотя она и сейчас не производит слишком впечатление слишком широкой улицы, - это результат реконструкции начала-середины 30-х годов двадцатого века.

...И вот тогда администрация была вынуждена срочно, за одну ночь, переделать подсобное помещение, буквально пробить окно, превратив его в дверь с Козицкого переулка.

А для винного отдела пришлось прорубить отдельную дверь. "Правила ста метров" уже тогда действовало!

А для винного отдела пришлось прорубить отдельную дверь. "Правила ста метров" уже тогда действовало!

Фото: Евгения ГУСЕВА

Кстати, в этом году - 115 лет открытия Елисеевского магазина. Такая некруглая дата. Так вот, эти вина замечательные и водовки - по-прежнему там. Они не стали менять эту историческую традицию, хотя могли бы. И в советское время, и в постсоветское структура магазина совершенно не изменилась.

Андреассен:

- Хорошо, когда в жизни присутствует какая-то стабильность. Возвращаясь к Елисееву. Вот все у него хорошо-распрекрасно. Но, тем не менее, в 1914 году он уезжает навсегда в Париж. После самоубийства первой жены. Что случилось? На фоне этого благополучия семейного...

Мишин:

- Действительно, Елисеевы очень быстро, что называется, «выстрелили» своим бизнесом. Именно благодаря колониальной торговле. К началу двадцатого века около двадцати зданий принадлежали Григорию Григорьевичу Елисееву, открывателю магазина на Тверской. В том числе одна из парфюмерных фабрик в Петербурге. И у него была вполне счастливая семья. Его женой стала в свое время Мария Андреевна Дурдина. Когда мы с вами смотрим меню ресторанов того времени, например, московского ресторана «Прага», там есть портер Дурдина (портер - темное пиво с характерным винным привкусом. - Ред.). Это отец ее, купец первой гильдии (потомственный владелец пивоваренного завода. - Ред.). Дорогой был портер: один бокал - 1 рубль. Это колоссальные деньги для того времени были! Наверное, вкусный.

Во время пожара 1812 года дом выстоял.

Во время пожара 1812 года дом выстоял.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

И вот по прошествии двадцати с лишним лет, когда рождается несколько детей, наступает драма сердца у Григория Григорьевича. Он влюбляется в некую актрису Волкову. Ему уже за шестьдесят. Она на много лет моложе. Это был скандал. И не только скандал между супругами, но и скандал в купеческой среде, потому что разводы были тогда мало распространены. Можно вспомнить по аналогии историю Саввы Морозова, который отбил у своего племянника Зинаиду Григорьевну Зимину. И тогда отец Зиминой сказал: «Лучше бы я тебя в гробу видел, чем при таких обстоятельствах»...

А здесь все было еще хуже. Мария Андреевна предпринимает две попытки самоубийств: топится, режет себе вены, за ней следят, но не уследили. И с третьей попытки она повесилась на полотенцах, а в народе вообще говорили: мол, повесилась на собственной косе...

За год до этого, а это происходит в октябре 1914-го, вся Россия отмечает столетие бизнеса Елисеевых. В Петербурге, в одном из зданий Дворянского собрания Петербурга, - три с половиной тысячи гостей. Такая грустная ирония судьбы: точки расцвета и падения для Григория Григорьевича практически совпадают...

После того позора (а Елисеева обвинили в доведении супруги до самоубийства) от него отреклись дети. И он с новой возлюбленной уезжает из России во Францию - навсегда, как потом выяснилось.

А магазин продолжает работать. Ведь не только Елисеев был в правлении. Там были и представители известного рода Якунчиковых, например. И вся дальнейшая жизнь Елисеева довольно тихо проходит во Франции. Он умирает пожилым человеком в 84 года. Погребен на кладбище Сен Женевьев де Буа, где многие наши эмигранты нашли последнее упокоение.

Андреассен:

- Грустная развязка. Но магазин остался. Мы в него можем зайти, наслаждаться этими интерьерами. И сказать спасибо его основателю.

Это далеко не все, что вы можете услышать на экскурсиях «Москвохода». Выбрайте себе экскурсию по душе - и отправляйтесь гулять по городу!

Глаза разбегаются: то ли на прилавке что-то поискать, то ли красотищей интерьера наслаждаться!

Глаза разбегаются: то ли на прилавке что-то поискать, то ли красотищей интерьера наслаждаться!

Фото: Евгения ГУСЕВА