Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Дом. Семья13 мая 2016 12:00

Вокруг света без гроша в кармане

Художник Сергей Баловин, строя свой личный коммунизм, живет без денег в любой точке мира
Сергей Баловин рисует очередной портрет.

Сергей Баловин рисует очередной портрет.

Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

«… Наш город посетит художник-путешественник Сергей Баловин. Слава о его проекте «Натуральный обмен» прокатилась по всему свету.

По версии Forbes, он возглавил пятерку людей, «которые отказались от денег и не умерли». Заменив финансовые расчеты на обмен подарками, со своей стороны предлагает портреты, выполняемые с натуры в технике краткосрочного наброска тушью. В 2013-2014 годах совершил кругосветное путешествие без денег, посетив около 100 городов в 36 странах. Нарисовал более 5000 портретов, расплачиваясь ими за еду, жилье и перемещения.

На встрече Сергей Баловин расскажет о своих приключениях и секретах выживания без использования денежных знаков, а также обеспечит портретами тех, кто решит накормить, приодеть авантюриста или просто что-то подарить. Именно так предпочитает называть себя художник, считающий, что качество его портретов оставляет желать лучшего».

«Накорми художника – получи портрет». «Одень художника – получи портрет». «Пополни счет мобильного телефона художника – получи портрет». «Отправь художника из города А в город В – получи портрет»…

Кто заходил к Сергею на сайт и в блог, тот знает: именно так звучат анонсы его многочисленных общественных акций.

Сам художник считает, что качество его портретов оставляет желать лучшего.

Сам художник считает, что качество его портретов оставляет желать лучшего.

Опортреченный город

Образ жизни без денег художник Сергей Баловин практикует уже несколько лет. Проект под названием «Натуральный обмен» - такой, по его выражению, эксперимент над самим собой, идет, надо сказать, успешно.

Молодой человек 1984 года рождения не только ест, одевается и обставляет свои временные жилища исключительно благодаря подаркам, полученным за черно-белые портреты, но и действительно совершил принципиальную Money Free World Trip-кругосветку из родного Воронежа в Воронеж – через десятки стран и через множество портретов дарителей, с иными из которых, представьте себе, он, как активист соцсетей, ни разу в жизни даже не виделся.

Образ жизни без денег художник Сергей Баловин практикует уже несколько лет.

Образ жизни без денег художник Сергей Баловин практикует уже несколько лет.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Задумав очередное безденежное путешествие под условным названием «Транссиб-портрет», Баловин оказался там, откуда, собственно, Транссибирская железнодорожная магистраль и начинается – во Владивостоке. Он планировал стартовать отсюда на поезде до Москвы вместе с девушкой, итальянкой Клаудией Беккато. Но пришлось на время расстаться: Клаудия заболела и, минуя Приморье, полетела домой в Италию.

Сергей прибыл во Владивосток один. Устроился в маленькой недорогой гостинице в центре города. Расплатился за проживание портретами (хозяин и персонал хостела остались довольны) и, пригласив всех желающих, назначил здесь же, в холле очередное мероприятие по «Натуральному обмену»: портрет - подарок.

Чтоб граждане не несли ерунды, предусмотрительный Сергей, как это у него заведено, вывесил накануне в интернете целый список того, что сегодня для него актуально – от флэшки и завтрака (хоть на траве, хоть на вашей кухне или в ресторане) до ноутбука и авиабилета из Хабаровска до Москвы.

К назначенному часу в холле было не протолкнуться. С полсотни владивостокцев, в основном, конечно, девушки, (но были и солидные граждане обоих полов), как когда-то, в советское время, за колбасой, буквально встали в очередь к художнику за портретами. И тот, болтая практически без умолку, энергично взялся за дело.

На встрече с художником-путешественником.

На встрече с художником-путешественником.

Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

Пять – десять минут, и чистый лист бумаги превращается не то чтобы в произведение живописи и искусства, но в предмет ручной работы, выполненной здесь и сейчас, прямо на публике. Линии, уловив какие-то твои черты, складываются в портрет. Заканчивая, художник ставит автограф в правом нижнем углу листа. Все. Готово. Следующий!

Если рисунок не нравится, его можно не забирать, подарка можно не дарить. Если хотите, чтоб очередь двигалась побыстрей, соглашайтесь на минутный портрет, т.е. от первого штриха до последнего художник имеет в своем распоряжении не более шестидесяти секунд. А вообще-то, не замолкал, усердно работая, Сергей, однажды он рисовал двенадцать часов подряд, в итоге получилось 85 портретов за встречу!

Он рассказывал про кругосветное путешествие. Говорил про свободу, мол, это для него самое важное. Но наблюдаемое действо - людская очередь, лимит времени на выполнение работы, портреты на потоке, зависимость от чужого выбора по части подарков – какая ж это свобода?! Свобода, в обычном сегодняшнем понимании, - это что-то другое. Например, много денег, а не бартер и натуральный обмен. А жизнь без денег? Ее мы «проходили» в минувшие 90-е, и больше туда не хочется. Баловин – чудак…

Судя по фотографиям, оставшимся на память о десятках стран мира, Сергею есть о чем рассказать.

Судя по фотографиям, оставшимся на память о десятках стран мира, Сергею есть о чем рассказать.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

А он тем временем, продолжая водить кисточкой по бумаге и принимать подарки (галеты, кофе, вино, чехлы на мобильник), чистосердечно признался, что завтра ему надо на поезд, а билета до Хабаровска пока нет.

- Можно скинуться мне на билет и, пока я работаю, сбегать купить. Могу дать паспорт, - предложил художник.

Вот так вот запросто отдать первому встречному паспорт?! Чудак. Однозначно.

Назавтра мы с ним встретились, чтобы поговорить. Билет и паспорт были у Баловина в кармане. Фокус, как всегда, удался.

Одна из картин Сергея.

Одна из картин Сергея.

«Осhen halaso!»

Если б он был обычным таким человеком, то стал бы миллионером. Ну, даже если не миллионером, то точно не бедным художником. Но он сам, добровольно отказался от денег. И не потому, что их не хватало, а потому, что было их слишком много.

Сергей Баловин неожиданно разбогател в Китае, где оказался волею беспокойной судьбы. Если заглянуть в записи его «Незаконченной книги», ему, мальчишке, начиная с самого раннего детства, все время «хотелось куда-нибудь свалить». Видимо, к этому располагала перенаселенная двушка на улице Лизюкова в Воронеже. И он, даже студентом, копя стипендию, постоянно «сваливал» со своим этюдником в Крым. Потом, повзрослев, проник в составе коллективных молодежных выставок в Европу. А дальше у него случился бурный роман с …Китаем.

Однажды в Воронеже, в пединституте, где Сергей работал преподавателем живописи, в том числе и в группе китайских студентов, появился товарищ Шень, художник из Чунчиня. Получив от Сергея помощь в организации персональной выставки в Воронеже, благодарный Шень позвал своего молодого российского коллегу с его лирическими акварелями с ответной выставкой в Китай.

- Я приехал, а он испарился, - рассказывает Сергей. – Нормальное для китайцев явление – пообещать и не сделать. Ничего - нашелся другой китайский товарищ. Он и свел меня с людьми, оценившими мои акварели как... безнадежные. Сказали, нет смысла их выставлять – никто не купит, не поймет. Нужна а-ля Третьяковка: русские пейзажи, избы, березки, много снега… А если их еще и снабдить «золотыми» рамами, будет то, что надо: «Осень халасо»!

Статья о Сергее Баловине в японской прессе.

Статья о Сергее Баловине в японской прессе.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

- И вот , - продолжает Сергей, - мне предоставили студию, накупили холстов, красок. Чудо! Я, конечно, понимал, что лучше Шишкина не напишешь, даже близко к нему не подступишься. И нет в этом смысла. Шишкин, Серов – они уже есть и висят в Третьяковке. Если им подражать, получится пародия. Вот я и начал создавать эти пародии для китайских заказчиков.

Около сотни «шедевров» за полтора месяца. Баловин называет этот этап своего пути производством халтуры. Эксперимент окончился персональной выставкой и гонораром размером с рюкзак, набитым юанями и прочей валютой. Картинки (не картины, так их называет Сергей) раскупались оптом и в розницу. Один посетитель в спортивном костюме «взял» сразу пятьдесят две (!).

- Я понял, что есть смысл пожить в Китае, пусть даже занимаясь такой ерундой. К тому времени я был уже разведен, назад в Воронеж не тянуло. Сделал еще одну выставку и опять все продал. Я там купался в деньгах. И даже наметил купить квартиру. Нет, не в Китае и не в Воронеже, а в Париже (у меня в тот момент была подружка – француженка). И я прикинул, что мне хватит года-двух, чтоб накопить нужную сумму. Отключился от мира, погрузился в зарабатывание денег. Превратился в счетную машину – сколько надо написать картинок, сколько продать…

Девушка не выдержала и уехала.

- И вот сижу я в Шанхае в шикарной съемной квартире и думаю: о кей, зачем мне эти деньги? Я же все теряю – время, любимых людей…Мне было тоскливо. Но Шанхай – город яркий, интересный, там можно замечательно спускать деньги, чем я срочно и занялся. Началась кабацкая жизнь. Ходил по трактирам, знакомился с художниками, музыкантами. Всех тащил в гости, и моя квартира сама собой превратилась в собрание шанхайской богемы.

- Все деньги спустил, как-то все они сдулись. Что-то, конечно, дочке отправил… Но я сильно не беспокоился. Думаю, сейчас накрашу очередную порцию пейзажей со снегом…

- Сделал очередную выставку. И не продал ни одной картинки! То ли удрученные они получились, то ли рынок насытился, но я это воспринял как знак: пора завязывать. Не мое. Да и жизнь, в общем-то, наладилась. «Русский клуб» в Шанхае сделал из моей квартиры такой арт-центр с платным входом, я уже начал заниматься натуральным обменом – этого хватало и на аренду жилья, и на все остальное.

Баловин не был бы Баловиным, если б через какое-то время такая стабильность ему не наскучила. Есть, пить, одеваться без денег он научился. А дальше? Что еще можно без денег? Допустим, можно ли совершить кругосветку?

Как мы уже знаем, он ответил себе на этот вопрос, закольцевав земной шар без гроша в кармане.

Бульдозер свободы

Кто из нас хотя бы раз не пытался начать новую жизнь? С понедельника, с зарядки по утрам, с ужина не позже шести… Художник Баловин начал новую жизнь с… бульдозера. Натурально: вывез на шанхайский пустырь непроданные картинки и, самолично управляя бульдозером, их подавил. Груду «живописного» мусора собрали и отвезли, нет, не на свалку, а в Галерею современного искусства. Высыпали на пол, установили свет, включили видео с записью сурового перфоманса – получилась оригинальная инсталляция!

- В виде пейзажей мои картинки никогда бы туда не попали, - смеется Сергей. – А в виде кучи они стали современным искусством. На самом деле в этой груде мусора больше информации, чем в красивой картинке. Сегодня миллионы людей снимают на мобильники не хуже, чем иные из нас пишут «картины маслом».

Я спрошу, как это все называется? И сама же отвечу: это называется «Красиво уйти».

А дальше – путешествие без денег, без ценника, без страховки (буквально и переносно).

В одиночку, на все четыре стороны - в кругосветку, в круговерть, в карусель, в колесо…

Рисуя всегда и везде - в Воронеже, в Брюсселе, в Шанхае, в Мехико…

Опортречивая все прогрессивное человечество, неважно, кто перед тобой – торговец овощами или (было дело!) министр финансов Швейцарии…

Ночуя там, куда устроят и пустят - в суперотеле, в хибаре…

Поедая, что принесут, и там, куда отведут - блюда в дорогих ресторанах и, с таким же аппетитом, уличные пирожки…

Рассчитывая только на себя и при этом (ох, не каждому дано!) стопроцентно доверяя первому встречному…

И, наконец, главное: предпочитая легкой свободе тратить и покупать самую трудную свободу – сознательного выбора…

Про Это

Сергея частенько спрашивают, остается ли у него во всей этой карусели время для серьезной живописи, читай, для искусства? Не грустит ли по недавнему прошлому, когда что ни год, выставлялся персонально и участвовал в интереснейших выставках – в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге, Гамбурге, Париже, Шанхае…

Мне он ответил так:

- Я делаю то, что хочу делать. Люди приходят, чтоб получить портреты, им это надо. Меня это греет. Я рисую – мне в кайф. Портреты – это ремесло. И я его оттачиваю. А серьезная живопись? Мне вот и мама моя иногда говорит: пора писать серьезную картину. Но что такое серьезная картина? «Явление Христа народу»? Можно, конечно, реализовать свои навыки и создать некое подобие монументальной станковой живописи. Но смысл-то какой? Зачем? Содержание, смысл можно передать не обязательно на холсте. Холст, кисти, краски – это только материал, инструмент. Мне кажется, у меня холстом стала моя собственная жизнь. И эта жизнь открыта для обозрения.

Кто-то назовет его чудиком. Кто-то скажет: «Голь перекатная…» Да нет. Он просто другой. И у него есть то, чего не купишь за деньги - линия жизни, и эта линия ведет туда, где его непременно ждут. Что само по себе, согласитесь, немало. Он отправился бы и на Северный Полюс, если б там, кроме белых медведей, были те, кому нужен портрет.

А еще эта линия всегда ведет его домой, в Россию.

Когда Баловин был маленьким, он мечтал улететь с нашей планеты. «Повзрослев, - пишет он, - понял, что достаточно покинуть страну. Еще повзрослев, пришел к выводу, что и возвращаться в эту самую страну не менее увлекательно, чем ее покидать. Каждый раз совершаешь открытие.»

Может, он потому и возвращается, что правильно, так, как надо, взрослел – когда и где бы ни был, кого бы ни рисовал, какие бы гонорары и подарки ни получал?

Ему еще 32. Нет, ему уже 32. И все у него по-взрослому, в том числе и в личной жизни. Художник Баловин недавно собрался жениться, о чем, конечно же, сообщил «по секрету» интернету. На той самой девушке из Италии, с которой они вдвоем собирались пересечь Россию в поезде «Владивосток – Москва» в плацкартном вагоне.

«Мне очень хочется, чтоб Клаудия увидела Россию, - поделился со всеми Сергей. – Такой, какая она есть. Не только Собор Василия Блаженного и Эрмитаж. Пусть увидит настоящую жизнь: нашу природу, наши подъезды, квартиры, автобусы, плацкарты. Наш народ. Ведь где бы я ни жил, сколько бы кровей во мне не было намешано, на каких бы языках я ни говорил, я всегда буду русским. В этой стране я родился и вырос, и она неизбежно будет со мной.»

А может, они совершат эту транссибирскую - честную! - поездку уже после того, как реализуют другой широкообъявленный проект – «Свадьба без денег»? Дальнейший маршрут Баловина лежит, по плану, в страну Черногорию, где их с Клаудией тоже, конечно же, ждут.

И если это любовь, пусть у них все обязательно сбудется. Как задумано. Согласно той самой линии. А с деньгами или без денег – в делах сердечных это не столь уж и важно.