Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество29 мая 2016 22:00

Зачем российским вузам студенты-иностранцы?

В последние годы у нас открыты специальные программы для граждан других стран, приезжающих к нам учиться
Зачем российским вузам студенты-иностранцы?

Зачем российским вузам студенты-иностранцы?

Фото: Тимур ХАНОВ

На вопросы «КП» ответили директор Научного центра евразийской интеграции Зоя ОСАДЧУК и руководитель образовательного проекта центра, профессор Юрий КОЖАЕВ.

Критерий эффективности

- В последние годы и Минобрнауки, и Россотрудничество, и общественные организации активно зазывают в наши вузы иностранных студентов. А родители наших абитуриентов вполне справедливо нервничают: иностранцы занимают места наших студентов!

- Знаете, нынешний период мировой глобализации настолько внушителен, что без сочетания иностранных и своих, местных студентов высшему образованию дальше развиваться трудно, - объясняет Зоя Осадчук. - Иностранный студент уже приезжает с определенными знаниями. Он знает технологию своей страны, он знает направление в науке, по которой он у нас хочет специализироваться. И он рассказывает об этом преподавателю, студентам.

- Я думал, что преподаватели студентам что-то новое рассказывают...

- Иностранец делится и своими знаниями. Идет взаимообогащение.

- Но если у него есть уже определенные знания, зачем он к нам едет?

- В Америке средняя стоимость обучения в год - 40 тысяч долларов. Плюс траты на общежитие и многое другое. У нас дешевле. И у нас есть научные школы, которые до сих пор пользуются большой популярностью. Это прежде всего московские и питерские инженерно-технические вузы. Хотят учиться в вузах Омска, Томска, Новосибирска, Екатеринбурга.

И еще. У нас существует демографическая проблема. Каждый год идет сокращение числа выпускников школ. Чтобы не сокращать преподавателей, логично на освобождающиеся места приглашать иностранцев…

- То есть они не занимают места наших ребят?

- Нет. Многие наши вузы, не сокращая прием своих студентов, готовы пригласить двести, триста, четыреста иностранцев. Проблема в другом - благоустроенные общежития.

Сейчас приехать на учебу в другую страну для молодых людей - это естественно. Если в начале этого века за рубежом обучалось около 2,5 млн. человек, то сейчас получают высшее образование за пределами своих стран уже больше 5 миллионов. Лидируют китайцы. Более 300 тысяч граждан этой страны сейчас обучаются только в Штатах.

- Когда Минобрнауки стал определять эффективность вузов, один из важных критериев стало количество иностранных студентов в университете.

- И это логично! Когда в группе есть иностранцы, в нем совершенно другая атмосфера, другой настрой к работе.

.

.

Гранты для приезжих

- А как было раньше?

- В середине 70-х годов СССР входил в тройку лидеров по количеству иностранных студентов наряду с Францией. Теперь США на первом месте, - говорит Юрий Кожаев. - Там обучаются более миллиона иностранных студентов. Нас обогнали и Англия, и Германия, и Франция. Сейчас мы на 6 - 7-м месте - у нас около 200 тысяч студентов из-за границы учатся.

- Но в советское время за студентов-иностранцев платили либо мы, либо правительства их стран...

- С прошлого года у нас государством выделено 15 тысяч стипендий для представителей тех стран постсоветского пространства и дальнего зарубежья, с кем у России есть взаимовыгодные экономические и политические контакты. Например, около трети иностранных студентов у нас сейчас ребята из Казахстана...

- В основном это этнические русские?

- Нет. Как правило, это те, у кого в вузах в России мамы учились, папы, бабушки. Приезжают из всех стран Евразийского союза - из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии.

Из каких стран приезжают чаще.

Из каких стран приезжают чаще.

Выгоднее торговли оружием

- А каковы наши перспективы, ведь ближайшие годы наши вузы вряд ли смогут конкурировать с США, Англией или Германией за сильного студента из развитых стран?

- Американцы, французы, англичане проводят целенаправленную политику по привлечению иностранных студентов, - продолжает Зоя Осадчук. - У них есть система адаптации выпускников университетов. Лучших они не выпроваживают, а стараются оставить у себя. Дают полгода на то, чтобы устроиться на работу. У нас почему-то другая система. Ты закончил учебу и должен в определенное время покинуть Россию, если у тебя нет приглашения от института, университета на продолжение учебы. Только пару лет назад иностранным студентам у нас разрешили работать в неучебное время.

- Охота за умами сейчас даже больше популярна в мире, чем охота за технологическими секретами...

- Америка на иностранных студентах в год зарабатывает более 40 млрд. долларов! Это в несколько раз больше, чем Россия выручает от продажи вооружений! Всего же этот рынок оценивается больше чем в 100 млрд. Сюда входит не только учеба - это и программы стажировки, обмен преподавателями. По признанию американских специалистов, в этом веке самое стабильное направление в экономике США - подготовка иностранных специалистов. В совбезе США, в госдепартаменте есть люди, которые занимаются образовательными программами для иностранцев. Даже при президенте США есть помощник, который отвечает за эту деятельность. Они вырабатывают стратегию на многие годы вперед.

И эффект измеряется не только деньгами. Две трети нобелевских лауреатов - граждан США - не рождены на территории США. Это бывшие студенты из Азии и Европы, которые своим трудом в институтах США достигли таких успехов.

- На этом фоне наши 15 тысяч грантов - это капля в море.

- Это мало, конечно. Нужно больше рассказывать об этой проблеме, подключать большой бизнес. Важно, что «Комсомолка» об этом пишет, сотрудничает по этому вопросу с нашим центром.

Например, в Японии все ведущие компании имеют фонды из которых оплачивается обучение приглашаемых ими иностранцев. У нас только «Росатом» располагает такой возможностью. Ряд частных компаний, напротив, финансирует обучение наших ребят за рубежом, отрывая их от нашей научной школы.

- Но ведь дело не только в материальной выгоде...

- Конечно. Молодые люди не только учатся у нас. Они впитывают дух России, узнают ее, живут ее проблемами, культурой и зачастую находят здесь свою судьбу, создают семьи. Они потом не поддаются на ужастики антирусской пропаганды. При этом именно они становятся проводниками наших технологий, наших материалов. Я уж не говорю о геополитике. В разные времена до 60 процентов в руководстве различных стран (это в основном страны Азии, Африки и Латинской Америки) были люди, которые получали образование в СССР. Нынешний председатель ЮНЕСКО болгарка Ирина Бокова - выпускница МГИМО.

- Ее кандидатуру сейчас предлагают на пост генерального секретаря ООН.

- Это было бы замечательно!