Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество10 июня 2016 9:40

Белорусский электробус, которым заинтересовался мэр Москвы, оказался макетом

Первый ездящий образец электрического «Витовта» обещают создать осенью [фото+видео]
Электробус, который показали Лукашенко и Путину, оказался выставочным макетом.

Электробус, который показали Лукашенко и Путину, оказался выставочным макетом.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

В Минске проходит выставка «Белагро-2016», в среду ее посетили президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин. Одним из самых инновационных продуктов в экспозиции стал электробус - разработка минского «Белкоммунмаша». Первые два таких «автобуса на батарейках» планируют запустить в Минске к концу года, а пока новинку показали высоким гостям.

- Вот электробус, им заинтересовался господин Собянин (мэр Москвы. - Ред.), - рассказал президентам министр промышленности Беларуси Виталий Вовк.

- Сколько километров он идет автономно? - уточнил технические характеристики Александр Лукашенко.

- От 15 до 50, - ответил Виталий Вовк.

Интересно, что по сведениям «Комсомолки» белорусский электробус существует пока только на бумаге. Что же тогда показали Лукашенко и Путину? Мы решили уточнить.

На стенде «Белкоммунмаша» действительно стоит красивый автобус с названием Vitovt Electro. На его крыше видна специальная выдвижная конструкция, которой автобус касается площадки, закрепленной над остановкой - так автобус заряжается. В характеристиках сказано, что пяти минут зарядки хватит на 12 км пути.

- Неужели это действующий прототип? - интересуемся у специалистов, работающих на стенде.

- К сожалению, нет, - призналась представитель завода. - Кузов, подвеска, салон, кабина - настоящие, но электромотора, накопителей энергии, систем управления в нем пока нет, это все в разработке. По сути, это выставочный макет.

Выяснилось, что даже конструкция на крыше, через которую автобус будет заряжаться - она называется полупантограф - тоже ненастоящая.

- В рабочем прототипе полупантограф заменят на выдвижную Т-образную конструкцию, - рассказали представители завода.

Первый прототип появится осенью. Это будет сразу автобус-«гармошка». Испытывать его будут в городе, и если все пройдет хорошо, к новому году два электробуса выйдут на линию. А в следующем году обещают построить еще 18 таких машин.

ПОДРОБНОСТИ

Каким будет белорусский электробус, и зачем он вообще нужен?

Электробус - это как электромобиль, только автобус. Он ездит не на бензине, а на электричестве. Как мобильник: ночью зарядил - днем катайся!

Создатели белорусского электробуса взяли за основу вариант «короткая зарядка - короткий пробег». Похожие образцы работают в Китае. Суть такая: зарядившись в течение пяти минут на конечной остановке, электробус способен проехать 10 - 12 км до противоположной конечной станции. Пять минут зарядки - и обратно. Чтобы каждый раз не подключать зарядные кабели, на крыше установлена выдвижная конструкция, которая, как в трамвае, поднимается и соприкасается со специальными контактами.

Так выглядят электробусы в Китае. Фото производителя.

Так выглядят электробусы в Китае. Фото производителя.

Сами по себе электробусы дороже автобусов или троллейбусов, зато они дешевле в эксплуатации. Например, не нужно строить контактные линии - только «зарядки» на конечных остановках. Также эффективно используется энергия торможения, так называемая рекуперация. В городском режиме «жать на тормоз» приходится регулярно. Но в обычных автобусах эта энергия уходит в никуда, а в электробусах возвращается в электрические накопители - считается, так можно вернуть до 30% потраченной на движение энергии.

Городской экологии тоже большой плюс: выбросы-то нулевые.

Белорусский электробус-«гармошка» будет называться E433 Vitovt Max Electro. Он рассчитан на 153 пассажира, 38 мест - сидячих. Мощность мотора 286 лошадей (в эквиваленте), а максимальная скорость - 60 км/ч, для городского транспорта более чем достаточно.

В салоне - все, что нужно для комфорта: никаких ступенек, выдвижная аппарель для инвалидных колясок, система снижения уровня пола, связь с водителем, отопление и вентиляция. Из дополнительных опций - электронные экраны, GPS-навигатор, автономная система пожаротушения и система видеонаблюдения с возможностью записи.

Так выглядит блок суперконденсаторов – накопителей электроэнергии, то есть, батареек. Чтобы автобус проехал на одной разрядке 12 километров, каждый автобус оборудуют целой тонной таких элементов. Фото производителя.

Так выглядит блок суперконденсаторов – накопителей электроэнергии, то есть, батареек. Чтобы автобус проехал на одной разрядке 12 километров, каждый автобус оборудуют целой тонной таких элементов. Фото производителя.

Партнером «Белкоммунмаша» выступит китайская компания Xinzhu Corp, которая является резидентом индустриального парка «Великий камень» и собирается там строить завод по разработке и производству суперконденсаторов - именно такие накопители энергии будут стоять в белорусских электробусах. У компании есть опыт в производстве высокоскоростных трамваев, автобусов и даже грузовиков с электродвигателями.