Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество20 июня 2016 22:00

В Москве заинтересовались долгами ставропольского концерна «Эском»

Долгов у «Эскома» перед работниками нет, а кто думает иначе - пусть обращается в суд. Такую мысль высказали руководители ставропольского концерна в Общественной палате РФ
Михаил ГОРШКОВ
Многочисленные протесты трудового коллектива против политики, проводимой С. Азировым, были услышаны в Общественной палате РФ. Фото: Василий КОМОВ

Многочисленные протесты трудового коллектива против политики, проводимой С. Азировым, были услышаны в Общественной палате РФ. Фото: Василий КОМОВ

«МЫ ИХ НЕ ЗНАЕМ»

Делегация от «Эскома», прибывшая 16 июня в Общественную палату на «Мерседесах» представительского класса, была твердо намерена убедить участников «круглого стола» в том, что проблемы на предприятии хотя и существуют, но решаются. А ситуация на «Эскоме» далека от той, о которой писали «КП» и другие СМИ. Впрочем, на «круглый стол» из Ставрополя приехали и оппоненты руководства, так что разговор был острым и местами переходил на повышенные тона. Поэтому модератору Георгию Федорову не раз приходилось утихомиривать выступавших.

Кстати, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгий Федоров и стал инициатором проведения «круглого стола». Открывая заседание, он сообщил, что в его адрес поступили письма, в которых работники жалуются на невыплату им зарплат.

Участникам «круглого стола» также показали видеосюжет, в котором люди рассказали о своем опыте работы в «Эскоме». Вот некоторые из их откровений. «Такого кидалова, как в родном Ставрополе, я не видел больше нигде. Как в 90-е годы: нанимают на работу и не платят». «4 месяца отработала и поняла, что платить мне просто не собираются. Когда увольнялась и потребовала зарплату, мне посоветовали тихо-мирно уйти во избежание неприятностей». «Отработал сборщиком задарма - за 5 месяцев работы выплатили только часть денег».

- Надо проверить, кто эти люди. Мы их не знаем, - отреагировал исполнительный директор «Эскома» Александр Корабельников. - Да, были нарушения и проблемы с задержкой, но с начала года мы их решаем. По состоянию на 15 июня 2016 года на предприятии нет нарушений в плане выплаты заработной платы.

Правда, на этом заседании был один, которого знают, - бывший заместитель директора по безопасности НПК «Эском» Евгений Кругляк. С 2014 года предприятие должно ему около 400 тысяч рублей. Кроме дела Кругляка, в мировом суде Ставрополя лежит внушительная пачка трудовых споров, связанных с невыплатой денег бывшим сотрудникам «Эскома».

В ходе «круглого стола» представители «Эскома» это признали:

-Что касается людей, которые уволились, с ними вопрос решается в правовом поле. По каждому будет вынесено какое-то решение, - отметил исполнительный директор Александр Корабельников.

БАНКИ И БАНКИ

Мы уже писали о том, что задержка зарплат - это лишь видимая часть айсберга проблем на «Эскоме». Его руководство, как мантру, повторяет одно: банки и банки. Банки стеклянные, в которую на «Эскоме» разливают инфузионные препараты, и банки финансовые, среди которых нашлись те, кто отказался продлевать предприятию кредитование.

По мнению руководства, из-за политического кризиса на Украине житомирский завод прекратил поставки тары. На самом деле «Эском» больше года задерживал деньги за медицинскую тару. Житомирцам пришлось выбивать деньги в международном суде, где в конце концов было заключено мировое соглашение.

Аналогичная история произошла с заводом «Кавминстекло». «Эском» заключил с ним соглашение на поставку 20 миллионов бутылок для инфузионных растворов, получил их, а 60 млн. рублей не заплатил. «Кавминстекло» подало иск в суд. И это на фоне того, что в течение двух предыдущих лет инвесторы вложили в «Эском» несколько миллиардов рублей.

При этом основатель и генеральный директор НПК «Эском» Сергей Азиров в 2014 году отказался от сотрудничества с крупнейшим на юге страны производителем тары - стекольным заводом «Актис». Завод предложил контракт «Эскому» в тот момент, когда возникли проблемы с украинцами, но Азиров отказался, сославшись на то, что у «Актиса» бутылка на 5 - 7% дороже, чем у нового поставщика «ЮгРосПродукта». При этом Сергей Азиров хорошо знал, что «ЮгРос­Продукт» находится в предбанкротном состоянии и не сегодня завтра остановится. Что вскоре и произошло.

Что касается банков финансовых, то Сергей Азиров публично предъявил претензию крупнейшему кредитору «Эскома» - «ФК Открытие». Суть претензии в том, что банк не провел реструктуризацию долга и предпринимает меры по принудительному взысканию всей суммы задолженности в размере 3,197 млрд. рублей.

Судя по всему, причина не в алчности кредитора, на чем настаивает Сергей Азиров, а в высоких рисках кредитования компании, имеющей непредсказуемые перспективы, ведущей непоследовательную производственную и социальную политику. С одной стороны, деньги вроде бы есть, с другой стороны, люди сидят без зарплаты. Вся фарм­отрасль, несмотря на кризис, демонстрирует рост, а «Эском» переводит стрелки на стеклотару… Простой пример: за три предыдущих года фармацевтический рынок вырос на 8,2%. Это ни много ни мало 1,25 триллиона рублей.

- Оказаться в провале и не платить зарплату в таких условиях - надо очень постараться, - высказал свое мнение руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. - Каждый раз компания получала тару, задерживала оплату за нее, продавала продукцию, но зарплату не выплачивала. То есть деньги концентрировались, а потом исчезали. Это очень похоже на вывод средств. Это типичная схема в стиле 90-х годов. Так работать нельзя, но, судя по всему, «Эском» так работает. По бартерным схемам, с задержкой выплат поставщикам и зарплаты. В итоге мы видим серьезные долги и судебные процессы. Я думаю, сложнейший узел проблем надо распутывать Генеральной прокуратуре, откуда должна последовать тщательная проверка компании.

ВСЕ ТАК РАБОТАЮТ?

На «круглом столе» первый заместитель генерального директора по производству НПК «Эском» Хасан Купов отметил, что в сложных экономических условиях многие предприятия вынуждены работать по бартеру.

Но, как мы уже писали, суть бартерных схем «Эскома», нити которых держит в руках Сергей Азиров, заключается в том, что продукция реализовывалась примерно на 30% ниже рыночной цены аффилированным компаниям, в частности, «ЭСТМедикал». Руководителем «ЭСТМедикал» является коммерческий директор «Эскома» Андрей Водолазкин, а совладельцем - домработница Сергея Азирова Мариям Газикова.

Дефицит ликвидности, бартерные схемы, недостаток финансирования, невыплата процентов по кредитам привели к тому, что предприятие докатилось до банкротства. 9 июня в отношении «Эскома» вынесено определение о введении процедуры наблюдения.

- Последние события, которые происходят на предприятии, меня, как члена совета директоров, очень сильно беспокоят. В частности, то, что выводятся активы на подконтрольные Сергею Григорьевичу Азирову фирмы. Мне стало известно о продаже «Фирмы Медполимер» двум частным лицам. Эта компания, которую «Эском» приобрел в 2011 году, работала достаточно эффективно. По информации из ЕГРЮЛ, фамилия и инициалы одного из покупателей странным образом совпадают с фамилией и инициалами одного из учредителей «ЭСТМедикал» М. И. Газиковой. Это вызывает озабоченность. К сожалению, совет директоров о продаже не был оповещен и соответственно не принимал решения о судьбе «Медполимера», - рассказал член совета директоров «Эскома» Владимир Надточий.

Интересно, что незадолго до этого Сергей Азиров продал «Фирме Медполимер» автоматизированную линию по производству, розливу и упаковке стерильных растворов для инфузий и инъекций. То есть оборудование, которое является основой производства «Эскома»! Сам Азиров объяснил, что это делается для создания на площадке Ставрополя производства «Медполимер-Ставрополь». Якобы это более эффективно и не требует получения дополнительных лицензий. После чего взял и продал компанию, которая должна была обеспечить дополнительные 500 млн. рублей прибыли.

Кстати

Вот и весь бизнес

- У меня сложилось впечатление, что руководство «Эскома» перешло ту грань, когда речь идет уже не об эффективности, а о деяниях, которые квалифицируются иначе, - сказал Владимир Надточий.

Завершая заседание «круглого стола», Георгий Федоров пожелал не воспринимать нынешних и бывших работников «Эскома» как врагов:

- С моей точки зрения, долги существуют, и понять людей можно. Исправляйте ошибки и ищите с людьми общий язык, договаривайтесь мирно, а не отправляйте их в суд.

То, о чем чрезвычайно деликатно сказал Владимир Надточий, явилось настоящей сенсацией! Мало того, что Сергей Азиров выводил средства на подконтрольный ему ЭСТМедикал. Мало того, что с помощью суммы в 2,2 млн руб ЭСТМедикал искусственно на много месяцев затягивал введение процесса банкротства компании с миллиардными долгами, пользуясь неожиданно поразившей судебную власть благожелательностью к карманной компании (см. наш материал от 24 мая 2016 года). Так теперь еще оказывается, что он втайне от всех вывел основные активы со стратегического предприятия, находившегося в пред банкротном состоянии, переписав его на не иначе как «однофамильца» своей бывшей домработницы Газиковой, также не иначе как «по совпадению» являющейся владельцем ЭСТМедикал, на который Азиров вывел все денежные потоки по бартеру. Похоже, что г-н Азиров вспомнил простой рецепт как «ураганили в 90е»: вывести все ликвидные активы из предприятия, попутно сняв по бартеру всю денежную маржу предприятия. А само предприятие со всеми долгами и трудовым коллективом оставить кредиторам. И диву даешься – неужели все это еще не очевидно правоохранительным органам, если их только не разбил паралич, охватившей судебную власть?

Остается добавить, что в 2012 году концерн «Эском» был признан главным отечественным производителем инфузионных растворов (ИР), входящих в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» Минздрава РФ. Его доля рынка составляла почти 47%. И хотя Эском хозяйство частное, но объект-то явно стратегический: реанимация, хирургия, акушерство, гинекология, инфекционные болезни, терапия немыслимы без инфузии различных растворов и веществ, т.е. речь идет о жизни и здоровье десятков миллионов граждан. И если при этом даже на короткий срок резко сокращается производство ИР, то бить в набат должны как минимум Минздрав, Роспотребнадзор и Комитет Государственной Думы по охране здоровья. Очень странно, что длящаяся два года деградация ведущего предприятия фармацевтической отрасли России обошелся без наблюдения со стороны названных выше исполнительных, законодательных и, кроме того, правоохранительных органов.

Сам г-н Азиров не рискнул подняться в зал, где проводился «круглый стол», предпочтя ждать его итогов в люксовом черном «Мерседесе». Об этом сообщил участвовавший в «круглом столе» Евгений Кругляк, заметивший своего бывшего патрона около здания Общественной палаты.

Видеозапись «круглого стола» в Общественной палате РФ https://oprf.ru/press/conference/2201.