Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество10 августа 2016 15:00

Самый высокогорный музей мира на Эльбрусе превратился в склеп

Как в музее "Обороны Приэльбрусья" встретились потомки красноармейцев и австрийских горных стрелков [видео]
Дмитрий Гусев хотел подняться на Эльбрус, как его прадед.

Дмитрий Гусев хотел подняться на Эльбрус, как его прадед.

В августе 1942 года фашисты установили свои флаги на самой высокой вершине Европы. В январе 1943-го наш капитан Александр Гусев их скинул в пропасть и вернул на место красный стяг. 74 года спустя после мимолетного фашистского триумфа на Эльбрусе наш корреспондент вместе с правнуком капитана Гусева и наблюдателями австрийской армии побывал на высоте 3500 метров в Музее «Обороны Приэльбрусья» – самом высокогорном музее мира. Побывал и ужаснулся.

ПРАВНУК КАПИТАНА - ПЛЕМЯННИК КОММЕНТАТОРА

На Кавказ в поселок Терскол мы отправились вдвоем, я и фотограф – Митя Гусев. Мой личный интерес - полюбоваться красотами, оценить шашлык-машлык, хычин с творогом, ну и винца бокальчик, а Мите непременно надо было вскарабкаться на Эльбрус (5642 метра).

Зачем ему такие хлопоты, Митя раскололся, благословенна чача правды, на третий день командировки. Что тут скажешь, природная скромность и хорошее воспитание.

Митей Дмитрия Гусева ласково называют в семье уже 32 года. Семья – известная. Митя, как выяснилось, родной племянник известного спортивного комментатора Виктора Гусева, и правнук знаменитого капитана Александра Гусева, который в 1934-м участвовал в первом зимнем восхождении на Эльбрус.

В январе 1943-го он снова взошел на вершину. Капитан Гусев в качестве командира группы из 20 человек скинул с Эльбруса к чертовой матери нацистский флаг – и установил наш, красный, Советский. Об этом главном эпизоде своей биографии профессор МГУ, доктор физико-математических наук и заслуженный мастер спорта СССР по альпинизму, полярник Александр Михайлович Гусев написал в своей книге «Эльбрус в огне». Вышла она в 1980-м.

В командировке Митя не расставался с ней, держал в кофре, даже когда щелкал на камеру ночное небо. Так он адаптировался к высокогорью…

- Ты и на Эльбрус потащишь книгу?

- Потащу. Боюсь, только, не дотяну без подготовки до вершины. Хотя бы забраться на высоту 3500. Там Музей «Обороны Приэльбрусья». Его открыли в 1972-м. Взглянуть охота, как тут чтут память прадеда.

- Так можно по канатной дороге. Катись с комфортом до станции «Мир».

- Нет. Хочу, как прадед ножками.

ВСТРЕЧА В «СКЛЕПЕ»

От Поляны Азау (2350 м) до Музея «Обороны Приэльбрусья» долговязый Митя плелся два часа. На преодоление того же маршрута представители 6-й пехотной (горной) бригады австрийских вооруженных сил (Bundesheer) майор Хервиг Вегер и капитан Штефан Фанкхаузер - в военной форме и со значками «эдельвейс» на серых кепках - потратили меньше часа. Австрийцы прибыли в Россию как наблюдатели первого международного конкурса военнослужащих горных подразделений «Эльбрусское кольцо-2016». Но не факт, что руководство Bundesheer разрешит своим горным стрелкам участвовать в конкурсе, проходящем в России.

Представители 6-й пехотной (горной) бригады австрийских вооруженных сил (Bundesheer) майор Хервиг Вегер и капитан Штефан Фанкхаузер. Фото: Дмитрий ГУСЕВ

Представители 6-й пехотной (горной) бригады австрийских вооруженных сил (Bundesheer) майор Хервиг Вегер и капитан Штефан Фанкхаузер. Фото: Дмитрий ГУСЕВ

«ПОЛНЫЙ НАТЮРЛИХ»

В самом высокогорном музее мира они встретились. Правнук капитана Гусева и потомки тирольских стрелков, воевавших в этих горах с чужой стороны. Состояние музея повергло в шок.

Двери музея – настежь, бери что хочешь, смотрителя музея след простыл, наверное, лет пять как. В безлюдном холодном помещении нет электричества, с потолка вода горными ручьями катилась в ведра и тазы, расставленные вокруг экспонатов. Склеп, а не музей.

- О, натюрлих, - сказал майор Вегер и покачал головой.

- Н-да, - сказал правнук капитана Гусева.

А я подумал, что в самой высокой витрине Европы, наша память о наших героях могла бы храниться куда как бережнее, тем более на виду у иностранцев.

АВСТРИЙЦЫ ПРЕДЛАГАЮТ ПОМОЩЬ

Митя научился из тьмы выхватывать звезды, поймал в объектив и фотографию прадеда на стенде, распухшем от влаги. Майор Вегер был сдержан в оценках конфуза с дырявым потолком:

- Хорошая экспозиция. Очень жаль, что все промокло и вода капает с потолка. У нас в Австрии бережнее относятся к памяти героев.

- Ваши предки воевали на Кавказе?- спросил я майора.

- Вопрос некорректный, но я отвечу, мои родственники – нет. К любым проявлениям фашизма я отношусь отрицательно. Представители Австрии хотели в этом году присоединиться к поиску на склонах Эльбруса останков погибших солдат. Надеюсь, в следующем году нам позволят принять в них участие, - майор отдал честь и направился наблюдать свысока за состязанием горных подразделений четырех стран, где российские солдаты уверенно шли к победе на марш-броске к Эльбрусу. В своих-то горах.

Удивительно, память о больших победах наших солдат в Музее «Обороны Приэльбрусья» хранится - хуже не придумать, а они все равно побеждают, что в бою, что на учениях, из поколения в поколение.

В самом высокогорном музее мира встретились правнук капитана Гусева и потомки тирольских стрелков.

В самом высокогорном музее мира встретились правнук капитана Гусева и потомки тирольских стрелков.

ТОВАРИЩ НАКОВ В ОТПУСКЕ

После визита в музей Митя негодовал. Досталось всем. Особенно властям Кабардино-Балкарии, где с августа 1942-го по январь 1943-го шли ожесточенные бои, а 26 сентября 1942 года на южном склоне горы Эльбрус на высоте свыше 4000 метров погибло 366 красноармейцев.

- Да ты не кипятись. К 75-летию битвы за Эльбрус будет твой музей как новенький.

- Это не мой, это наш музей, - буркнул Митя, обиделся, и отправился вдвоем с проводником покорять крышу Европы. Не удивлюсь, если на вершине он встретит улыбчивых тирольцев и спустится с горы уже не Митей, а Дмитрием. Горы поражений закаляют характер. А я за правдой спустился ниже - в администрацию поселка Терскол: «Почему у вас под носом погибает самый высокогорный музей мира?».

Там меня послали в Нальчик, потому как Музей «Обороны Приэльбрусья» – филиал Национального музея Кабардино-Балкарской Республики.

Состояние музея повергает в шок.

Состояние музея повергает в шок.

Начальник филиала – Евгений Крутень на мой звонок не ответил. Тогда я набрал Нальчик. Экскурсовод Анжелика ответила, что генеральный директор Национального музея КБР Феликс Русланович Наков в отпуске, его заместителя нет на месте, а вода, тем временем, продолжала заливать самый высокогорный музей в мире.

Дмитрий Гусев, вернувшись с непокоренного им Эльбруса, собрался звонить дяде - спасать память о великом прадеде.

НАША СПРАВКА

Более 60 тысяч уроженцев Кабардино-Балкарии ушли на фронт воевать с фашистами. Свыше 40 тысяч из них не вернулись.