Обложки книг.
ФАНТАСТИКА
Сергей Лукьяненко «Кваzи»
Издательство АСТ
Совсем близкое будущее. На земле произошла катастрофа: люди оказались заражены вирусом, из-за которого их физическая жизнь продолжается и после смерти. Проще говоря, человек, умерший от болезни или пули, превращается в «восставшего» - обезумевшего кровожадного зомби. Но и это еще не все: через какое-то время «восставший» может эволюционировать, став кваzи, - почти живым существом, почти даже сверхчеловеком, наделенным разумом, исключительной выносливостью и бессмертием. Люди и кваzи вынуждены сосуществовать друг с другом, несмотря на очевидную взаимную неприязнь; герой нового романа Сергея Лукьяненко - живой полицейский Денис - должен работать в паре с кваzи-полицейским Михаилом. Вдвоем им предстоит расследовать убийство ученого... Очень легко читающийся и чрезвычайно кинематографичный - хоть сейчас бери и переноси на экран - роман.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
Николай Свечин «Дознание в Риге»
Издательство «ЭКСМО»
У нижегородского прозаика и краеведа Николая Инкина, публикующегося под псевдонимом Свечин, давно уже появилась своя аудитория. Его герой - сыщик Лыков, конечно, проще и грубее акунинского Фандорина: вместо того чтобы изучать буддизм и рассусоливать о том, что подобает, а что не подобает благородному мужу, он пускает в ход кулаки. «Он не стеснялся выбить из преступника признание силой. Мог натравить арестованных друг на друга. Не задумываясь, фабриковал улики, если это помогало дознанию. Запугивал, шантажировал и ломал. Главное, что в тюрьму попадали настоящие виновники, а не те, кого было удобнее и легче засадить». В очередном романе Лыков отправляется в Ригу, чтобы помочь своему другу Яану Титусу раскрыть убийство брата. Местная полиция не торопится помогать столичному сыщику, и тот изучает криминальный мир Риги самостоятельно, постепенно приходя к выводу, что за убийством беспутного и преступного Язепа Титуса просматриваются сюжеты куда более серьезные, грозящие благополучию всей империи.
БОЛЬШОЙ РОМАН
Евгений Водолазкин «Авиатор»
Издательство АСТ
Петербуржец Водолазкин - литературовед и писатель - прославился несколько лет назад романом «Лавр», удостоенным «Большой книги» и уже переведенным на 20 языков мира. И новая его книга - серьезный претендент на ту же премию.
...Человек просыпается в больничной палате. О себе он не помнит ничего. Вошедший врач сообщает пациенту, что зовут его Иннокентий Платонов, что у него амнезия, и что память надо восстанавливать постепенно. Из отрывков она и будет собираться: Платонов постепенно вспомнит детство, пришедшееся на начало XX века, гамак над Оредежью, где качался рядом с девочкой (первой своей любовью), гибель отца, убитого пьяными матросами, продуктовые карточки и очереди за хлебом, жизнь в «уплотненной» квартире и еще одну - гораздо более серьезную влюбленность... А потом - лагерь на Соловках.
Постепенно выяснится, что сейчас на дворе - 1999-й, и, по словам врача, «воруют, как никогда прежде». Платонов, замороженный в результате эксперимента, проведенного по личному приказу Сталина и проживший на свете почти сто лет, не выглядит и не чувствует себя как старец. Но ему отчаянно хочется осмыслить прошлое - сначала те годы, которые он помнит, а потом и те, что прошли без него.
ЖЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ
Татьяна Полякова «Наследство бизнес-класса»
Издательство «ЭКСМО»
Не в меру любопытная и активная офисная служащая Валерия в поезде слышит разговор двух попутчиков: первый, благообразный молодой бизнесмен, жалуется второму на измены жены. А второй как ни в чем не бывало рекомендует убить негодяйку - и вроде как даже предлагает свою помощь в этой щекотливой операции. Поезд останавливается, все расходятся, но Валерию не отпускает мысль об убийстве, которое, как ей кажется, теперь неизбежно совершится. Вскоре она находит того самого несчастного бизнесмена-блондина, и у них даже завязывается что-то вроде платонического романа (он в нее, кажется, влюбляется, а Валерию в первую очередь интересует, закажет он неверную супругу или все-таки нет). Разумеется, вскоре в сюжете объявится труп - причем труп вовсе не того человека, о котором беспокоилась героиня...
Галинa Сапожниковa «КТО КОГО ПРЕДАЛ»
Издательство: «Комсомольская правда»
В книге, написанной журналистом «КП» Галиной Сапожниковой, рассказывается о том, как Литва первой из советских республик стала полигоном для обкатки технологии «цветной» революции, с помощью которой был развален СССР. Автор публикует несколько десятков интервью с реальными людьми, свидетелями и участниками событий тех лет.
Книгу можно купить в фирменных магазинах «КП» и интернет-магазине shop.kp.ru
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА
Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»
Издательство «Время»
Легендарный журналист «КП» Владимир СНЕГИРЕВ рассказывает о книге, которая вышла в свет 15 лет назад, но до сих пор находит тысячи читателей. Речь в ней идет о русском старике-аристократе; в советские времена он рассказывает внуку о доблести, о подвигах, о славе.
«Хорошо, что на обложке этой книги выведена крупная надпись «Лауреат премии «Русский Букер десятилетия». Хорошо, что тираж ее одиннадцатого (!) издания - 10 тысяч экз., по нынешним временам почти рекорд. Это хоть как-то компенсирует явный дефицит внимания к автору со стороны тех тайных и явных структур, которые раскручивают современных писателей.
Александр Чудаков опубликовал свой роман-идиллию «Ложится мгла на старые ступени» в 2001 году, а в 2005-м его не стало. Совсем недолго вкушал он сладкие плоды славы.
В «Новом мире» публикацию отвергли: неформат. За первые тиражи никакого гонорара не заплатили: издательство якобы за счет продаж лишь компенсировало затраты. Чуть ли не на смертном одре, за несколько недель до кончины, филолог с мировым именем горько сетовал в дневнике: «Положа руку на сердце, не думал, что в 67 лет буду жить от зарплаты до зарплаты, не иметь ни копейки сбережений и думать, на что купить лекарства».
Чудеса наступили потом. Высшие литературные премии, восторженные отзывы столпов словесности.
О книге рассказывает легендарный военный корреспондент Владимир Снегирев.
Фото: Facebook
Удивительно, в этом романе нет ни сюжета, ни каких-то интриг, а читаешь, не отрываясь, и испытываешь при этом невероятное наслаждение - от всего: от прекрасного русского языка, от героев, от мельчайших деталей быта, от иронии и даже от той горечи, которой пронизана вся история семьи, тянувшей лямку в XX веке.
Роман-сага. Робинзонада. Энциклопедия русской жизни. Какие там живые, узнаваемые характеры. Словно ты сам рос среди всех этих людей, сызмальства знал и любил их.
Я вот все думаю, отчего такой ошеломляющий успех? Может быть, оттого, что автор придумал свое повествование, еще будучи юношей, и затем всю жизнь носил его в себе? Много лет он не мог отважиться сесть за стол, ему казалось, что не осилит, не поднимет эту ношу. Может, еще и от того робел, что всю жизнь, как филолог, занимался Чеховым, и было совестно ему писать хуже. И писал Чудаков свою книгу много лет, оттачивая каждую строку. Но еще и потому, что прожил он интересную жизнь в окружении интересных людей. И был наблюдателен, жаден до всякого знания.
Еще меня во всей этой истории вот что сильно порадовало. На мой коротенький пост в Фейсбуке по поводу романа Чудакова откликнулись более полутысячи человек, одни разделив мой восторг, другие - пообещав немедленно приступить к чтению.
Выходит, живы традиции русской классической литературы. И жив качественный, интеллигентный читатель.
Рекомендую: Александр Чудаков, «Ложится мгла на старые ступени».