Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Дом. Семья17 сентября 2016 10:43

Рассказы про метель и свет

Исполняется 110 лет со дня рождения одной из самых известных советских детских писательниц Любови Воронковой
Татьяна КОРСАКОВА
Путь Любови Воронковой в творчество начался публикацией ее стихотворения о домработнице Варваре в газете «Комсомольская правда»

Путь Любови Воронковой в творчество начался публикацией ее стихотворения о домработнице Варваре в газете «Комсомольская правда»

«Два дня и две ночи веселился дед Мороз, крутил снег по улицам, гудел в трубу… А потом ушел отдыхать в лес, в овраги…

К полудню стало тихо в деревне. Выглянуло солнце, и сразу на всех стеклах заблестел разноцветный морозный бисер».

Что делает волшебными эти простые слова и фразы из маленькой повести «Снег идет» Любови Воронковой, талантливой советской детской писательницы, 110-летний юбилей которой отмечается сегодня, 17 сентября? Мне кажется, ощущение долгожданного покоя, покоя как праздника, после двухдневной снежной круговерти. Любовь Федоровна любила писать о студеных ветрах, вихрях, вьюгах, завываниях в печной трубе, когда «свету белого не видно», когда волей-неволей воскликнет дед, пробившийся домой сквозь снег со скотного двора: «Ну и ну, погодка! Бабка, давай ужинать – прозяб совсем!» - но никогда не забывала закончить мятеж непогоды или какую-нибудь людскую неприятность умиротворением, покоем, примирением – чтобы стихла буря, чтобы высохли слезы. И радуется ребенок-читатель, и рады его родители.

А ведь в текстах Воронковой о детстве обычных советских ребят в послевоенной колхозной деревне ничего особенного не происходит: в избе у Тани капусту рубят; Таня с подружкой Аленкой через сугробы несет горшок с овсяным киселем матери в ригу, где колхозницы мнут лен; мать Аленки напекла пышных лепешек с творогом, пес Снежок отнял лепешку у зазевавшегося Аленкиного брата Дёмушки, а девочки поделились с обиженным ребенком половинкой лепешки каждая, и стало у Дёмушки две половинки… Пройдет зима, и после летних приключений Таня и Аленка пойдут в школу.

Но за несколько лет до цикла рассказов о двух деревенских девочках Любовь Воронкова написала и издала повесть «Девочка из города», где все не так просто.

Шел 1943 год, и конца войне еще не было видно. Это моя любимая детская книжка, она у меня сохранилась, и я перечитываю ее каждый год. И почему-то всегда у меня было ощущение, что и там все начинается с метели. Но нет. Просто в самом первом абзаце писательница создает такое мощное ощущение беды, словно и люди, и сама природа переживают напасть вместе.

«Фронт был далеко от села Нечаева. Нечаевские колхозники не слышали грохота орудий, не видели, как бьются в небе самолёты и как полыхает по ночам зарево пожаров там, где враг проходит по русской земле. Но оттуда, где был фронт, шли через Нечаево беженцы. Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью сумок и мешков. Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу ребятишки. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли дальше. Однажды в сумерки, когда тень от старой берёзы протянулась до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались».

Русоволосая невысокая Дарья, мать троих детей – у нее в семье обстоятельная Груша, озорная Таиска и маленький Романок, а муж на фронте, – решает оставить у себя печальную черноволосую Валентинку, интеллигентную девочку в синем капоре, у которой погибла под бомбежкой там, в городе к западу от Нечаева, вся семья. Соседки поджали губы – нет, не приживется городская девчонка в деревне, смотри, Дарья, наплачешься. А молодая женщина верит своей душе, верит своему материнскому характеру – спокойному, светлому, добролюбивому, верит своим детям, которые обязательно научатся не обижать свою новую сестру. И… заканчивается повесть так светло, что хочется перечесть ее еще и еще раз и понять, наконец, как же удается Воронковой так «подбирать слова», чтобы у читателя дрогнуло сердце.

Путь Любови Воронковой в творчество начался публикацией ее стихотворения о домработнице Варваре в газете «Комсомольская правда». Затем все 30-годы она работала в журналистике, много ездила по стране. После войны – признанный писатель. В последние годы жизни Любовь Федоровна отдала дань своей любви к истории, писала о древнегреческих героях и полководцах. Но для меня та простая деревенская женщина из повести Воронковой «Девочка из города» гораздо важнее Александра Македонского. Она, по сути, становится символом победы жизни и мира в Отечестве. У разных стран – разные символы. В Штатах, наверное, - отцы-основатели, в Великобритании – королевы-долгожительницы, в Германии – железный канцлер-объединитель Бисмарк, в Китае – все еще Мао Цзэдун. А у нас, у России, – такая вот милая труженица Дарья Шалихина, которая всех спасет и обогреет в невзгоду, всех защитит от беды.