Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество11 октября 2016 11:30

Кавказ: к сердцу прижать

Наш корреспондент размышляет, как противостоять вовлечению молодежи в террористы
И в России, и на Западе постоянно задаются вопросом: что заставляет парней из нормальных семей идти в боевики, шахиды?

И в России, и на Западе постоянно задаются вопросом: что заставляет парней из нормальных семей идти в боевики, шахиды?

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пару недель назад в Фейсбуке, в одной из кавказских групп я два часа говорила с... не знаю, то ли боевиком, то ли ваххабитом, то ли просто молодым экстремистом. А до этого заметила странную вещь: в русских группах кавказцы активно ставили лайки погибшему Магомеду Нурбагандову и воспевали его, а в кавказских – гораздо меньше. Сперва я не поняла отчего это, я ведь точно знаю, что они гордятся земляком, а потом когда углядела, что в кавказских группах сидят самые настоящие боевики, поняла, что люди опасаются. Не потому, что трусы, а потому, что зачем ложиться на рельсы?

Крайне антироссийски настроенные личности, которые указывают своим местом жительства Хасавюрт, Назрань и даже Санкт-Петербург, вовсю матерят Россию, русских, Путина, угрожают, и люди стараются их не замечать. Зайдешь потом на страницу такого крикуна, и оказывается, что его брат или сват уже сидит за теракт...

В общем, когда я начала говорить с неким, скажем так, N., я думала, это просто грязная глотка. Он покрыл матом Путина, и я, извините, признаюсь, покрыла тем же его самого. Ну и сцепились. Но быстро поняв, что этим ничего не исправишь, я стала писать спокойно, аргументированно, пытаясь выяснить мотивы этого, как потом потом поняла, молодого человека, и переубедить.

...И в России, и на Западе постоянно задаются вопросом: что, мол, заставляет парней из нормальных семей идти в боевики, шахиды? Как им мозги промывают, обманывают, что умные ребята, студенты вузов, попадаются на крючок? Я тоже думала над этим и пришла к выводу, что они попадаются на крючок потому, что им говорят правду. Ту, которую не нужно доказывать, то, что они сами видят. Например, можно показать как “христиане убивают мусульман” – приведя в пример США с их вторжением в Ирак, Афганистан, Ливию, Сирию. В конце же, когда парень насмотрится видео-ужасов и сердце его будет рваться из груди в праведном негодовании, можно прибавить, что “вот и Россия...” – и указать на действия России в Сирии, представив их агрессией.

Когда человеку 15-17 лет, у него нет защиты от такой логики... Он не разбирается кого приглашали в Сирию, кого не приглашали, кто с мандатом ООН, кто без оного. А есть только желание умереть за веру, справедливость, за угнетаемых слабых. Тем более, понимания что смерть – это навсегда, у юношей тоже нет...

Ну и другие “правды” показывают молодежи. В разговоре с N. я убедилась в своем предположении о том, какими именно аргументами зомбируют парней и девушек. Вот какие обвинения он мне бросал.

“Русские поощряют гомосексуализм, вы погрязли в пороке и тащите туда мусульман”.

Я объяснила, что русские люди (здесь и далее я буду писать не россияне, а русские, так как обвинения предъявляются именно нам, а не тувинцам, не мордве). Так вот, я объяснила, что русские люди в большинстве своем придерживаются традиционных отношений и очень их отстаивают – стоит зайти в Ютуб, и ты даже увидишь как именно... До сих пор в России не состоялось ни одного гей-парада, и не потому, что власть запрещает, а просто народ не дает провести. Власть же приняла закон против гей-пропаганды, заботится о детях. РПЦ осуждает гомосексуализм и православные активисты всячески препятствуют его рекламированию.

Парню нечем было крыть, и он бросил другое обвинение: “Русские разрушают наши храмы, наши мечети”.

Значит, ему так это представили... Возможно, показали какие-то кадры, на которых рушится мечеть вовсе не в России, а может быть в России правоохранители зачистили какое-то гнездо терроризма, базирующееся в мечети...

Я сказала, что в России вовсю строятся мечети в больших городах, предложила погуглить какие красивейшие мечети построены в Москве, указала на то, что верховные мусульманские лидеры России участвуют в совещаниях президента наравне со священниками...

Примечательно, что мой собеседник хоть и писал в ответ несколько матерных слов, но от компьютера не уходил, и не спорил с высказанными мною доводами. Мне показалось, что обо всем, что я ему сообщаю, он узнал впервые и растерялся.

Далее он сообщил, что Россия “завоевала Кавказ и угнетает народ”. Я ответила, что Грузия вошла в состав Российской империи добровольно, что Армению тоже силком не тянули к России – они защищались с помощью России от Турции. А с чеченцами, да, была война, но имам Шамиль в конце жизни, находясь в российском плену, а по сути – в ссылке, жил в хороших условиях, к нему относились с уважением, и близко узнав русских, он выразил сожаление, что воевал с ними.

Это было, думаю, для моего собеседника полной неожиданностью. В общем, говорили мы долго, в итоге парень заподозрил во мне “фээсбэшника”: “Ты не женщина, женщины так не разговаривают”, - написал. Я объяснила, что я – «просто образованная русская женщина” и что я хочу чтобы “и женщины Кавказа получали образование”. Далее я перешла в наступление. Сказала, что у Кавказа есть два выхода: или с Россией, или с другой страной - Турцией, Саудовской Аравией, Британией. Турки не оставят от малых народов Кавказа ничего, сообщила я, так как в них живет идея пантюркизма, превосходства, и они просто ассимилируют малые народы. Как британцы обращаются с покоренными народами – тоже известно. Индейцев отправили в резервации, детей у них отобрали , индусов убивали и морили голодом. И только Россия лелеяла свои малые народы, строила на Кавказе жилье, больницы, театры, обучала, защищала, брала кавказские таланты в Москву и подвергала огранке как драгоценные камни. В итоге Кавказ получил Расула Гамзатова, Фазиля Искандера, Нодара Думбадзе, Махм уда Эсамбаева и многих других.

Так вот, для моего собеседника, думаю, все мною рассказанное, в том числе о советском периоде, было ново. И тут я поняла, что вербовщики пишут на совершенно чистом листе бумаги – на девственно чистых мозгах подростков. Причем, не просто подростков, а именно пассионариев – тех, кто готов отдать жизнь за правое дело. Получается, отбирают неравнодушных, и, пользуясь тем, что дети не знают истории СССР, истории России, обманывают. Вырывают какие-то неприглядные стороны жизни нынешней России или просто христианских стран, связывают их с измышлениями об истории, и до глубины души возмущают ими подростков.

Этому надо что-то противопоставить. Не только силу правоохранителей. Нужна новая молодежная политика в отношении Кавказа. Четкая, тонкая, построенная с пониманием местных реалий и учетом преобладающих черт характера. А также с неким состраданием, ведь регион уже более 20 лет живет в состоянии полувойны. Если парни-дагестанцы пошли в лес на пикник, а оттуда вылезли дядьки с бородой и поубивали их (имею в виду трагедию с братьями Нурбагандовыми) – это именно полувоенная жизнь...

В советское время национальная политика была. И она работала. Вспомните как мирно и дружно мы жили с кавказцами. Они нас уважали, мы их. “А если ты меня уважаешь и я тебя уважаю, мы оба – уважаемые люди!” Это в итоге позволило воевать с фашистами плечом к плечу в годы войны. И кавказцы показывали образцы героизма... Смотрела я как-то документальный фильм об осетине, у которого погибло на фронте пятеро сыновей... Да, мы были одной семьей, хоть дружбу народов либералы потом и высмеяли, а она была.

Так вот, должна быть создана новая политика помощи молодежи Кавказа. С одной стороны ее вроде бы воспитывают местные власти. Какую-то работу они ведут, и спасибо им за это. Но им не все под силу, потому, что они варятся все там же, на Кавказе, в собственном соку, и сами нередко нуждаются в подсказке. Случай с Емельяненко это наглядно продемонстрировал.

Москва может многое сделать, чтобы еще больше кавказцев ощущали себя частью России, а в руки вербовщиков никто не попадал. При чем, для этого и денег-то не нужно. Подчеркиваю: денег не нужно! Деньги даже вредны здесь.

Что мне кажется нужным сделать?

В первую очередь заняться кавказской журналистикой. Она на сегодня слабая. Она не выходит за пределы Кавказа. Как часто вы видите материалы кавказских журналистов на страницах центральных газет? Не часто. Даже случай с Магомедом Нурбагандовым показал, что кавказским редакциям требуется помощь. Это они должны были написать в Москву, воспеть своего земляка и спросить: “Эй вы там, наверху, почему Орден мужества? Героя давай, э?” Но волна любви к герою пошла из Москвы – на всю страну. То есть, делаю вывод, кавказские журналисты не чувствуют себя так смело, чтобы писать заметки в центральные издания. И дело не в отсутствии таланта (на днях смотрела по интернету очень толковую дагестанскую передачу –мудрую и добрую; о том, что не нужно снимать людей в позорящих их ситуациях и выставлять в интернет), а в общем ощущении, что до Москвы далеко и высоко...

Столичная, московская журналистика, разумеется, неизмеримо выше, профессиональнее той, что на Кавказе и в других регионах. На то она и столица. И эта самая журналистика должна помочь кавказской. Потому, что СМИ – это сила. Это инструмент влияния на молодежь. Нужно готовить смелых, сильных, свободных кавказских журналистов. Для этого они должны проходить стажировку в московских редакциях. Регулярную. Платят за это пусть сами республики, потому, что не так уж много будет стоить послать пятерку молодых талантов в Москву на пару месяцев два раза в году. Осилят.

Стажировка в московских редакциях очень важна вообще для всех провинциальных журналистов, но для Кавказа – это жизненно важно, так как правильно поставленная антитеррористическая пропаганда через газеты может сохранить десятки и сотни жизней работников правоохранительных органов и приблизить Кавказ к полной безопасности.

Я не говорю, что журналисты должны будут потом писать такие статьи, за которые их будут ловить разные “гоблины” и “хоббиты” (ваххабиты). Нет. Пусть просто пишут о том, как мы дружно и хорошо жили в СССР, о том, как Москва заботилась о малых народах, пусть воспевают военные подвиги кавказцев-героев СССР... Заодно пусть расскажут о своих новых русских друзьях, о всяком разном интересном и полезном, что есть в Москве, и что можно сделать на Кавказе своими силами... Неплохо бы постоянно проводить мысль о том, что законы РФ едины для всех ее территорий. Хорошо – рассказывать о дикости рабства, о том, что его нет ни в одной развитой стране и оно является позором для любого региона в XXI веке.

Нужно помнить, что сейчас растет новое поколение. И если мы потеряли какой-то, пусть небольшой процент в прежних, и они ушли воевать в Сирию, Ирак, или прячутся по горам Кавказа, то нельзя упустить тех, кто сейчас ходит в школу.

Кстати, с моим фейсбучным собеседником мы поговорили и о том, что “все русские девушки – проститутки”. Это он так считает. Я ему пояснила, что пути у его народа два – с Россией или в халифат. В халифате его дочку, которой у него пока нет, но будет, могут в 9 лет выдать замуж за старого мерзавца, подобно тому, как недавно 85-летний житель Саудовской Аравии женился на 15-летней девочке. “В школу твоя девочка ходить не будет, а будет весь день мыть посуду и убирать в доме, и ее могут бить и муж, и его родня или старшая жена... Тогда как в России твоя девочка выучится в школе, в вузе, научится водить машину и будет заниматься любимым делом, выйдет за равного ей по возрасту парня, и ты будешь видеть ее счастливой”, - писала я. Говорила также о том, что он может воспитывать девочку в скромности, растить ее в молитвах и благочестии – разве кто-то в России воспрепятствует этому?

Он молчал. Не спорил.

Так вот, об этом и должны писать журналисты Кавказа. С одной стороны показывать преимущества жизни в составе России, с другой – раскрывать глаза на то, как живут малые народы и женщины в странах, спонсирующих терроризм.

На общероссийское телевидение нужно, на мой взгляд, принять пару кавказских дикторов. Лучше не женщин – тут возникнут споры должны ли они быть в платке или нет, это никому не надо. Пусть будут мужчины. Пусть даже с легким акцентом. Но Кавказ, не менее, чем Крым, должен ощущать себя желанной частью нашей страны.

И не кричите на меня, люди. Я знаю обо всех язвах и миазмах: о захватах рынков, о некрасивом поведении некоторых представителей Кавказа в русских городах, о поножовщине, подкупе судов и полиции, и прочем. Да, обидно. Но такова судьба большого народа. Мы должны заботиться о малых народах, а они должны быть нам за это верны. И Москва заботится о Кавказе – это видно невооруженным глазом (хотя экстремисты в Фейсбуке это оспаривают и внушают жителям региона, что Москва наживается на них). Так вот, Москва заботится о Кавказе, а народы его большей частью лояльны, чем и объясняется сегодняшний мир в регионе. Ведь не один Нурбагандов погиб там за Россию, местные жители давно служат в российской полиции и погибают вот уже четверть века.

Кстати, в СМИ мало рассказывается о хорошем, происходящем на Кавказе. Нужно не только чтобы кавказские журналисты ездили в Москву, но и наоборот – московский десант почаще высаживался в Махачкале, Владикавказе и других городах. Ведь живут же там люди, которые отдают кому-то свою почку, которые спасают кого-то из огня, которые пишут хорошие стихи...

О стихах. Взаимное уважение народов складывается из уважения к интеллектуальному продукту друг друга. (Ну, помимо всего прочего). Если один народ постоянно выдает этот продукт, а второй не выдает, то у первого возникает чувство презрения, а у второго – комплексы. Вот и закваска для конфликта... Это знали в СССР и мудрые идеологи всячески поддерживали интеллектуальную жизнь малых народов. Русские уважали Дагестан, так как знали, что там живет Расул Гамзатов, и у него чудесные стихи, а значит народ Дагестана умен и талантлив. Русские уважали грузин, потому, что у них есть Думбадзе и Данелия.

А сейчас? Попросим любого жителя России назвать ингушского, аварского, даргинского писателя. Никто таких не знает. И поэтов не знает. И режиссеров не знает, и композиторов. То есть, у русского человека складывается ощущение, что кавказцы - “не тянут”. И у самих кавказцев тоже может сидеть внутри глубоко спрятанное разочарование. Представьте что должен ощущать человек, побывавший в московских или питерских театрах, видящий развалы книг с русскими фамилиями, и возвращающийся в свою горскую республику, где культурная жизнь выглядит намного скомнее? Взаимные “терки” при таком положении неизбежны, хотя люди могут не осознавать что их раздражает друг в друге.

Нужно возрождать советскую политику помощи талантливым нацкадрам. Не финансовой, подчеркиваю, помощи! Сейчас есть интернет. По нему смело можно найти в каждой республике талантливых поэтов, подающих надежду писателей и музыкантов, и помочь им напечататься в литжурналах, попасть в сюжет на центральном ТВ... Народы Кавказа должны видеть, что Россия помогает им не только в хозяйственных вопросах, и ценит не только их воинские подвиги, но и стремится раскрыть все лучшее, что в них есть. Замеченные поэты и писатели, произведения которых будут напечатаны, наверняка в будущем будут воспевать не халифаты, а помогать России строить общий дом.

Напоминаю: никаких денег на это выделять не надо! Иначе деньги будут распилены, украдены еще до поступления на Кавказ или прямо там, на них будут ездить в Москву сынки местных элит... Но Москва должна активнее вовлекать кавказскую молодежь в творческие конкурсы, конференции, форумы молодежи... Если кавказская девочка выиграет общероссийский литературный конкурс для подростков, это будет ликование на всем Кавказе, это будет благодарность Москве, что дает повод для гордости, для праздника. Это будут равные отношения людей, живущих в одном государстве.

Конечно, напечататься в российских литжурналах или издательствах и русскому человеку очень непросто. Но кавказцы об этом, скорее всего, не знают. И могут искренне верить, что их не публикуют потому, что у них нет таких талантов, которые могли бы прогреметь на всю Россию. Это плохо. Это, мне кажется, провоцирует на поведение “зато мы сильные и смелые”.

Знаю, что будут читатели, которые посчитают, что я данной статьей тяну одеяло на Кавказ. Нет. Я, конечно, хочу чтобы люди на Кавказе, которые вот уже четверть века, как я сказала выше, живут в полувоенной обстановке, жили лучше. Но в первую очередь я забочусь о всей России и о своем народе – о русских. Я хочу, чтобы кавказская молодежь выросла лояльной к России, чтобы в их умах победил Толстой и Достоевский, балет и космонавтика, чтобы они выбрали мирный ислам и отвергли бандитизм. Я заметила, что вот тот самый N., который материл в Фейсбуке все русское, все-таки меня с интересом слушал. Я поняла, что говорила с обманутым необразованным мальчишкой. Будучи православным человеком и женщиной, я после всю неделю думала что можно сделать, чтобы изменить ситуацию мирным путем, без спецназа и смертей. И вот, изложила вам свои соображения.