Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество26 октября 2016 22:00

Бесперебойная работа «коммуналки» стала нормой жизни

Госдума нового созыва продолжит реформу рынка ЖКХ
Павел ЧЕРНЫШОВ
Благодаря реформе ЖКХ многие дома были капитально отремонтированы.

Благодаря реформе ЖКХ многие дома были капитально отремонтированы.

В последние годы коммунальная отрасль претерпела существенные изменения. Появилась система накопления средств на капремонт жилья, лицензирование управляющих компаний и формирование долгосрочных тарифов. И, судя по всему, в ближайшее время реформа отрасли продолжится. В портфеле профильного Комитета Госдумы находится на рассмотрении 119 законопроектов. О чем? Рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.

- В предыдущем созыве Госдумы впервые появившийся Комитет по жилищной политике и ЖКХ рассмотрел почти 200 законопроектов. Около 20 из них приобрели статус федеральных законов, существенно изменивших картину в сфере ЖКХ. Какие планы законопроектной работы на этот созыв?

- Вы правильно отметили, что депутатами Госдумы прошлого созыва проведена большая работа, но это не означает, что жилищное законодательство достигло совершенства. Жилищный кодекс России претерпел более пятидесяти редакций, и с каждым разом становился все толще. Перекраивать его не было самоцелью, всегда нужно отталкиваться от того, в каких моментах действующая система регулирования правоотношений в жилищно-коммунальной сфере дает сбои. Однако, в ущерб приносится внутренняя стройность и читабельность документа – он становится трудным для восприятия, а должен оцениваться как руководство к действию. Возможно, на определенном этапе мы придем к пониманию того, что необходим новый Жилищный кодекс РФ, как это произошло с Гражданским или Бюджетным кодексами.

Тем не менее, принятые законы дают положительные результаты. Посмотрите, раньше каждую зиму целые города оказывались в отопительном коллапсе. Тарифы на ЖКХ в отдельных муниципалитетах росли в геометрической прогрессии. Людям приходили двойные платежки. На рынке управляющих компаний встречались откровенные рэкетиры. Дома не дожидаясь капремонта попросту разваливались. Сейчас всего этого практически не осталось: выявленные факты моментально становятся поводом для разбирательства. Проблема одного дома превращается в скандал городского масштаба. Просто сейчас бесперебойная работа основных систем жизнеобеспечения стала нормой жизни. Так и должно быть.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.

- Можно ли сказать, что в ЖКХ не осталось проблем?

- Они стали другими. У людей поменялось отношение к ЖКХ, они начали лучше разбираться в своих правах. Об этом говорит и возросшие количество и размеры перерасчетов, которые выплачивают ресурсники и УК за некачественно предоставленные услуги – где-то воду отключали дольше положенного, у кого-то батареи до нужной температуры не прогревались, кому-то УК лишнюю строку вписало в квитанцию.

Количество жалоб граждан увеличивается – это означает, что люди поверили, что они в силах добиться справедливости. Сейчас споры разворачиваются вокруг камер видеонаблюдения во дворах, шлагбаумов, доступа провайдеров к чердаку, лампочек в подъезде с датчиками движения и коллективных антенн, которые ставили до того, как спутниковое телевидение появилось. Когда-то такого и представить было нельзя – большая часть населения ходила мыться в общественные бани.

Концепция нового Жилищного кодекса РФ, пришедшего на смену иждивенческому кодексу образца РСФСР, предполагает хозяйский подход. Как собственники (а у нас почти 80% жилья находится в частной собственности) решили, так и должно быть. Другое дело, что у некоторых людей есть, как говорят судьи, «особое мнение». Одни считают, что за них все должно решать государство. Другие не чувствуют себя обязанными платить за ЖКХ вовремя. Третьи верят, что их постоянно все хотят обмануть.

С таким подходом далеко не уедешь. Об этом мы постоянно рассказываем в рамках просветительского проекта «Школа грамотного потребителя». Зачастую необходимо не только восполнить недостаток правовой информации, важно объяснить, почему ЖКХ в России устроено так, а не иначе. Многие удивляются, что, например, на Западе принято жить в съемном жилье и всю жизнь платить арендную плату, или тому какие там тарифы на газ и тепло, и что за долги по коммуналке могут выселить на улицу.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев

В этом плане наше жилищное законодательство построено весьма либерально. Хорошо, что в судебных спорах очень часто решения выносятся в пользу граждан, плохо, что людям приходится таскаться по судебным инстанциям. В силу того, что ЖКХ настолько гигантская отрасль, годовой оборот которой превышает 4,1 трлн. рублей, то мошенничество, злоупотребления чиновников, к сожалению, еще встречаются. Здесь, как в любой другой сфере экономике, пожалуй, не так важна строгость закона, как неизбежность наказания.

- Есть понимание куда движется сфера ЖКХ?

- Если обратиться к Стратегии развития ЖКХ до 2020 года, которую федеральное правительство утвердило в начале года, то там указаны целевые показатели отрасли – общая площадь многоквартирных домов, которые должны быть капитально отремонтированы, снижение уровня неплатежей за коммунальные услуги до 2%, полная ликвидация аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой до 79,3% и т.д.

Если коротко обозначить качественные показатели перемен в ЖКХ, то можно выделить – переориентацию жильцов с внешних способов решения проблем на вынесение вопросов на общее собрание жильцов в многоквартирном доме, забота управляющих компаний собственной репутацией и умение разговаривать с людьми, доверие инвесторов к государственной политике в сфере ЖКХ, степень осознания значимости энергоэффективности.

Значительная часть законопроектов разрабатывается во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Наша задача, как депутатов Госдумы, укреплять правовой каркас, на котором держатся федеральные и региональные программы в сфере ЖКХ и жилищной политике. Кстати говоря, мы фиксируем большой процент законодательных инициатив из регионов. Например, Магаданская областная Дума предложила предоставить субъектам РФ право не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, которые признаны закрывающимися и подлежат расселению. Это абсолютно логичное и здравое решение, которое наш комитет будет предлагать Госдуме рассмотреть уже до конца года.

Так или иначе, в портфеле комитета находится на рассмотрении 119 законопроектов, которые ждут своего времени, а это значит, что работа в этом созыве будет интенсивной.

В составе нашего комитета много профессионалов, только экс-мэров крупных городов четыре человека. В партии «Единая Россия» к тематике ЖКХ относятся крайне серьезно, во-первых, из-за её социальной чувствительности, во-вторых, из-за того, что на ней любят спекулировать разные политические силы. Мы будем следить за тем, чтобы повестка по теме ЖКХ заполнялась не популизмом, а рациональными предложениями и здравым смыслом.

Приоритеты Госдумы нового созыва в ЖКХ

Законотворческими планами поделился заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев:

1. Законопроект о «прямых договорах».

Разработка концепции проекта федерального закона «о прямых договорах», предусматривающая изменение системы отношений по снабжению многоквартирных домов коммунальными ресурсами и обеспечения потребителей коммунальными услугами, началась еще четыре года назад. В основу концепции положен принцип абсолютной или частичной нейтрализации посредников (управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК) между поставщиками и потребителями коммунальных ресурсов. Предполагается, что в новой модели отношений договоры о поставке коммунальных ресурсов будут заключаться ресурсоснабжающими организациями непосредственно с собственниками помещений. И вносить плату за коммунальные услуги граждане будут непосредственно ресурсоснабжающим организациям. По всем вопросам, связанным с нарушением качества и непрерывности предоставления коммунальных услуг потребитель будет взаимодействовать по-прежнему с представителями управляющей организации. В случае подтверждения несоответствия качества установленным требованиям или нарушения условий поставки коммунального ресурса на границе многоквартирного дома, перерасчет осуществляется ресурсоснабжающей организацией. Если нарушение качества произошло внутри многоквартирного дома перерасчет платы за соответствующую коммунальную услугу осуществляется за счет управляющей организации.Таким образом, ответственность за несоответствие параметров качества и режима непрерывности подачи коммунального ресурса установленным требованиям на границе многоквартирного дома несет ресурсоснабжающая организация, если же причиной такого нарушения качества явились неполадки в работе внутридомовых инженерных систем, то ответственность несет управляющая организация.

При этом предполагается также, что сохранится возможность заключения договоров и по существующей схеме, когда управляющая компания покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и продает в виде коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме.

Для большинства потребителей коммунального ресурса предлагаемые изменения не привнесут чего-то кардинально нового - платежный документ будет содержать те же строки, взаимодействие по всем вопросам, связанным с качеством услуги и учетом объемов коммунальных услуг будет осуществляться с управляющей организацией. В то же время должники, несвоевременно оплачивающие коммунальные услуги, в случае принятия изменений на уровне федерального закона будут взаимодействовать уже напрямую с ресурсоснабжающими организациями со всеми вытекающими из этого последствиями.

2. Доработка Федерального закона №209 «О Государственной информационной системе ЖКХ»

Введенная в эксплуатацию система ГИС ЖКХ на данном этапе пока не доступна для потребителей, поскольку в нее необходимо заложить чрезвычайно обширную информацию. В настоящий момент идет наполнение системы данными о характеристиках каждого конкретного дома и даже квартиры: площадь домов и квартир, особенности инженерных систем, названия улиц, поселков и многие другие параметры. Тем не менее работа уже началась и после того как система будет приведена в готовность, можно будет говорить о появившемся механизме, который сможет обеспечить максимальную прозрачность взаимоотношений между поставщиками коммунальных ресурсов, управляющими компаниями и собственниками жилых помещений. Предполагается, что работа комитета по жилищной политике и ЖКХ в данной связи будет заключаться в необходимости дополнительной проработки и оптимизации сроков по внесению информации, установленных для поставщиков информации в ГИС ЖКХ, в корректировке ответственности за нарушение правил работы в ГИС ЖКХ.

3. Переселение граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года

По программе переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, с 2008 года построено 11,57 млн.кв.м жилья, в новые квартиры переехали 759,2 тысячи человек. К сожалению, и после 1 января 2012 года дома признаются аварийными, поэтому очевидно, что необходима пролонгация программы, о чем еще в начале года говорил Председатель Правительства России Дмитрий Медведев на форуме «Городское развитие: жилье и ЖКХ». В настоящее время проект закона о формировании постоянно действующей системы расселения аварийного жилья проходит согласование в профильных ведомствах.

4. Доработка положений Федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении»

Рабочей группой при Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ прошлого созыва разработан законопроект, предусматривающий переход к нормированию водоканалов на основе технологических нормативов, учитывающих наилучшие доступные на сегодняшний день технологии очистки сточных вод. Также законопроект предусматривает обеспечение контроля за промышленными предприятиями, осуществляющими сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения. Органами местного самоуправления для таких предприятий устанавливаются нормативы по составу сточных вод. При превышении этих нормативов предприятия-нарушители вносят водоканалам, осуществляющим дальнейшую очистку сточных вод, плату за эту очистку, порядок исчисления которой будет установлен на федеральном уровне. При неоднократных нарушениях нормативов по составу сточных вод предприятие-нарушитель обязано разработать план снижения сбросов и исполнить его. Если план снижения сбросов не разработан или не исполняется водоканал информирует Росприроднадзор о таком нарушении: это сообщение является основанием для проверки предприятия Росприроднадзором и применения штрафа или вынесения решения о приостановлении деятельности.

Предложенным законопроектом вносятся изменения и в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность для промышленных предприятий за нарушение ими нормативов водоотведения по составу сточных вод, отсутствие или неисполнение плана снижения сбросов.

В свою очередь предлагается внести изменения и в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающие установление Правительством РФ четких критериев отнесения водных объектов к рыбохозяйственным, в отличие от сегодняшней ситуации, когда к ним относятся все водные объекты, которые используются или могут быть использованы для любого вида рыболовства.