Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Минск8 ноября 2016 19:38

Часы на Привокзальной площади – военный трофей с вековой историей

В рубрике «Городские истории» «Комсомолка» рассказывает о знаковых местах белорусских городов [фото]
Одну из башен "Ворот Минска" украшают трофейные часы.

Одну из башен "Ворот Минска" украшают трофейные часы.

Фото: Дмитрий ЛАСЬКО

В рубрике «Городские истории» «Комсомолка» рассказывает о знаковых местах белорусских городов. Сегодня речь пойдет о здании вокзала, который за свою историю несколько раз менялся до неузнаваемости, и «Воротах города», которые стали символом столицы.

Современный вокзал не похож на своих предшественников.

Современный вокзал не похож на своих предшественников.

Фото: Дмитрий БРУШКО

Открытие железной дороги и запуск первого поезда в 1873 году стали большим событием для Минска. На месте, где еще недавно шумел сосновый лес, появились две пассажирские и две товарные платформы, а рядом с ними - несколько деревянных сооружений: здание вокзала, который в то время назывался «Виленским», контора станции, поликлиника, ремесленное училище.

О долгожданном запуске первого поезда «Минские губернские ведомости» писали: «В воскресенье 14 января назначено после торжественного молебствия, столь нетерпеливо нами ожидаемое открытие движения по участку Ландварово-Роменской железной дорогой между Минском и Вилейкой. Завтра в 3 часа пополудни выйдет первый пассажирский поезд…».

Пассажирам того времени приходилось ждать своего поезда в не самых приятных условиях: инспектор, проводивший осмотр вокзала, отмечал, что здание было темным и сырым, и что цветные стекла в окнах и драпировки на них нужно заменить, потому что они создают темноту в помещении.

Вместо деревянного павильона – каменный «теремок» с башенками

В 1890 году на месте деревянных построек выросло каменное здание. Неуютный сырой провинциальный вокзал превратился в красивый нарядный «теремок»: два двухэтажных корпуса с башенками, соединенные одноэтажной каменной галереей, украшала узорчатая кладка из красного кирпича. На башенках по праздникам вывешивались флаги.

Сто дет назад минский вокзал был похож на пряничный домик. Фото с сайта: rw.by

Сто дет назад минский вокзал был похож на пряничный домик. Фото с сайта: rw.by

В таком виде вокзал просуществовал недолго: оккупация Минска немцами в 1918 году, а затем белополяками в 1919-1920 годах нанесли станции серьезный урон, здание было сожжено. Но в двадцатых годах вокзал реконструировали: в нем появился второй этаж, где были размещены комнаты отдыха и администрация. А над входом появилась надпись: «МЕНСК».

В 20-х годах прошлого века на здании появилась надпись: "МЕНСК". Фото с сайта rw.by

В 20-х годах прошлого века на здании появилась надпись: "МЕНСК". Фото с сайта rw.by

1926 год. Надпись на вокзале на четырех языках: белорусском, русском, польском и еврейском. Все эти языки были государственными.

1926 год. Надпись на вокзале на четырех языках: белорусском, русском, польском и еврейском. Все эти языки были государственными.

На Привокзальной площади стоял крест

Привокзальная площадь в виде прямоугольника вдоль Бобруйской улицы сформировалась к концу ХlХ века. Выглядела она привлекательно: посередине находилась цветочная клумба, вокруг нее было трамвайное кольцо. В начале ХХ века на площади появился памятник жертвам Курловского расстрела 1905 года, выполненный в виде массивного креста, установленного на постаменте…

С увеличением пассажирского потока снова возникала необходимость в реконструкции вокзала, и в 1940 году он в очередной раз преобразился. Здание стало гораздо просторнее, а от нарядного дома с башенками почти ничего не осталось: его сменил строгий фасад в стиле неоклассицизма. Но началась война, во время которой только что построенное здание сильно пострадало: немецкие войска при отступлении сожгли и разрушили его. Остались одни стены…

Восстановление путей после войны. Фото с сайта: rw.by

Восстановление путей после войны. Фото с сайта: rw.by

Механизм часов в «Воротах города» занимал два этажа

Работы по восстановлению вокзала начались с первых дней освобождения Минска, и в 1949 году здание снова принимало пассажиров. Полным ходом шло и строительство ансамбля Привокзальной площади: в 1953 году здесь были построены знаменитые «Ворота города» - две симметричные одиннадцатиэтажные башни, ставшие символом Минска.

1950 год. Через три года напротив вокзала вырастут "Ворота города".

1950 год. Через три года напротив вокзала вырастут "Ворота города".

«Ворота» интересны еще и тем, что автор проекта – ленинградский архитектор Борис Рубаненко - провел историческую параллель: девять столетий назад в Минске уже были свои въездные «ворота» – две деревянные башни минского Замчища. Их остатки были обнаружены при раскопках на Немиге. Так они словно получили свое второе рождение…

Башни на Привокзальной площади были украшены огромными, высотой в 3,5 метра скульптурами солдата, рабочего, колхозницы и инженера, установленными на 30-метровой высоте. На одной из башен расположены самые большие столичные часы. Диаметр их циферблата - больше 3,5 метра, а длина самой большой, минутной стрелки – 1,69 метра.

- Эти часы были созданы больше ста лет назад в Германии, а в Беларусь попали в качестве военного трофея после Великой Отечественной войны, - говорит экскурсовод, кандидат исторических наук Сергей Бусько. - Механический механизм трофейных часов с гирями спускался на два этажа вниз и требовал завода несколько раз в сутки. К часам был приставлен часовщик, который их обслуживал. К 50-летию домов на Привокзальной площади часы решили обновить, поскольку старый механизм уже часто давал сбои, - и механическое «сердце» часов заменили на современное электронное. Но у него есть минус: если в здании на улице Кирова, 1, пропадет электричество, то остановятся и стрелки часов.

Кстати, цифры и стрелки циферблата при реставрации отвозили в Москву в НИИ «Часпром» на покраску. До этого их в последний раз красили в 1980 году к Московской Олимпиаде.

Современное здание вокзала было открыто в 2000 году.

Современное здание вокзала было открыто в 2000 году.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

В новом здании вокзала полы с подогревом

Новый современный вокзал был торжественно открыт 30 декабря 2000 года: сияющий стеклянный фасад, удобные залы ожидания, кафе, буфеты, магазины… При строительстве вокзала использовались технологии, которые раньше не применялись. Например, вместо установки множества обогревателей и конвекторов для отопления на всех этажах была применена система подогрева пола. Здание было удостоено диплома Международной академии архитектуры.

Благодарим за помощь в подготовке материала кандидата исторических наук Сергея Бусько и Белорусскую железную дорогу.