Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Экономика28 ноября 2016 22:00

Слезет ли наша страна с нефтяной иглы

Завалить весь мир дешевым ширпотребом, как китайцы, нам вряд ли удастся, но нарастить присутствие товаров с маркировкой Made in Russia - вполне, считают в Российском экспортном центре [инфографика]
Слезет ли наша страна с нефтяной иглы?

Слезет ли наша страна с нефтяной иглы?

Фото: REUTERS

Эта структура с недавних пор занимается продвижением отечественной продукции за рубежом. Тех, кто кует валюту не посредством выкачивания недр, а создавая конкурентные на мировом рынке товары и услуги, уже довольно много. Желающие тоже есть. Но что конкретно мы поставляем и можем еще поставить за рубеж?

НЕФТЬ, МЕДВЕДИ... И ТИТАН ДЛЯ «БОИНГОВ»

Иностранцы до сих пор воспринимают Россию стереотипно. Тому доказательство - недавний опрос Российского экспортного центра (РЭЦ), проведенный в разных странах. У респондентов спрашивали, с какими товарами ассоциируется наша страна. Ответы были стандартными: водка, матрешка, каша. О том, что на создание «Боингов» идет российский титан, каждый второй смартфон в мире содержит искусственные сапфиры нашего производства, в итальянских спагетти есть русская пшеница, а Kaspersky Lab и ABBYY - отечественные бренды, не знал никто. Как и о том, что Россия - это не только нефть, газ, армия, медведи и морозы, но еще и индустриальная держава.

Среди основных статей несырьевого экспорта - двигатели, авиатехника, грузовики, шины… (См. графику.)

- Сейчас для экспорта есть все предпосылки, - считает глава РЭЦ Петр Фрадков. - Но российские компании среднего диапазона, к сожалению, плохо представлены на международных рынках. По сравнению с экспортно ориентированными развитыми странами у нас средних компаний, выходящих на внешний рынок, в 20 раз меньше. С другой стороны, мы видим тенденцию к росту спроса на эту деятельность. Про Россию знают мало. А если будут узнавать и мы при этом представим качественную продукцию, потенциал будет огромный. Я думаю, 2016 год станет той отправной точкой, с которой начнется рост экспорта, и мы станем в итоге экспортно ориентированной страной и экономикой.

ЗАРАБОТАТЬ НА СЛАДЕНЬКОМ

Россия действительно оказалась в уникальной ситуации, при которой экспорт может стать одним из главных драйверов экономики, считают эксперты.

- Из-за падения рубля вырос экспорт продуктов. По некоторым позициям - в разы, - говорит Константин Евстюхин, управляющий директор РЭЦ по нефинансовой поддержке. - Например, очень востребованы наши кондитерские изделия, мороженое, молочные продукты. Это сегменты, где товар купили и тут же использовали. И эффект почти моментальный: покупатели быстро понимают, что товар дешевый, качественный, и начинают массово его покупать.

С промышленными товарами чуть сложнее. Скажем, стоимость нашей машинотехнической продукции для закордонного покупателя «припала», став привлекательной, но вот цена комплектующих, если производитель покупает их за рубежом, нивелирует экспортеру этот плюс.

- На мой взгляд, для предпринимателей средней руки есть несколько составляющих успешного экспорта: стоимость, качество, узнаваемость бренда за рубежом и меры государства по поддержке несырьевого экспорта, - говорит Евстюхин.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов недавно заявил, что поддержка экспорта - национальный приоритет. Но одних слов мало. Чтобы заполонить внешние рынки, сначала нужно решить сразу несколько проблем.

Топ-10 основных несырьевых статей экспорта

Топ-10 основных несырьевых статей экспорта

ТРИ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТЕРА

Пока отечественным коробейникам, желающим поставлять товар за кордон, приходится торить тропу по рытвинам и буеракам. Бюрократическим и не только.

№ 1. Доставка

Одно из главных препятствий - путь от производителя к конечному покупателю. На этом спотыкаются многие бизнесмены.

- Мы поставляем напитки более чем в 25 стран мира, - рассказывает Юрий Горяков, директор УК «Аквалайф». - От государства нам нужна помощь в логистике. Например, по регламентам РЖД я могу возить продукты питания и напитки всего три месяца в году. Но даже когда это можно, возникают проблемы. Например, две недели назад клиент из Китая готов был у меня оперативно купить вагон товара, но довезти его по железке я не могу, так как надо подписывать с РЖД особые условия, а одно только «рассмотрение вопроса» занимает минимум 20 дней. Не могу я отгрузить товар и машинами - нашим водителям доступ в Китай закрыт, а значит, каждый раз на кордоне мне нужно фуры перегружать. Я не могу отправить товар и контейнером, так как наши владельцы контейнеров не отдают их на территорию Китая. Единственный вариант - морем из Санкт-Петербурга, но это долго - 45 дней.

К слову, на днях с Поднебесной было подписано соглашение, по которому поезда, доставлявшие нам китайские товары и обратно возвращавшиеся порожняком, теперь будут загружаться продукцией российских производителей, делая экспорт более эффективным, дешевым и быстрым.

Понятно, что набить своим товаром целый состав под силу не всякому, поэтому в России планируют создать сеть транспортно-логистических центров, где будут собираться товары разных производителей.

Куда мы поставляем наши технологичные товары

Куда мы поставляем наши технологичные товары

№ 2. Сертификация

Еще важный фактор - документация. Пословица про бумажки подходит не только для отечественных бюрократов.

- Мы работаем с 55 странами, - говорит Игорь Климкин, коммерческий директор компании SPLAT. - 5 - 7 миллионов семей за пределами России видят по утрам в ванной нашу зубную пасту. Мы собираемся дальше наращивать экспорт. И все же мы в начале пути, преодолеваем его методом проб и ошибок.

По словам Климкина, многим предпринимателям, даже опытным, нужна помощь от государства. Например, с точки зрения сертификации продукции. Ведь в каждой стране свои условия.

- Были случаи, когда нам для выхода на тот или иной рынок приходилось менять упаковку по 2 - 3 раза, чтобы соответствовать всем требованиям страны и начать наконец продажи. Наверняка и у других есть похожие сложности, - говорит Климкин.

Как рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров, облегчить участь экспортеров планируется со следующего года - правительство уже приняло решение выделять субсидии для компенсации их затрат на сертификацию. По словам Петра Фрадкова, деньгами дело не ограничится - будет и консультационная помощь от РЭЦ.

Как поясняют чиновники, они планируют собрать всю базу данных для разных стран и делиться ею с теми предпринимателями, которые захотят выйти на внешние рынки.

- России всего лишь и надо вступить в две международные организации: Всемирную ассоциацию аккредитации органов по оценке соответствия (IAF - International Accreditation Forum) и Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий (ILAC - International Laboratory Accreditation Cooperation), - говорит президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. - Тогда мы сможем сертифицировать экспортные товары здесь, эти документы будут признаваться за рубежом, и вся процедура станет на порядок дешевле.

№ 3. Возврат налогов

Одна из главных проблем с экспортом - это проблема быстрого возврата НДС (налог на добавленную стоимость). По закону вернуть его можно, но на практике не всегда целесообразно.

- Скажем, наш интернет-магазин продает книжку кому-нибудь в русской диаспоре в Германии. Книжка стоит 600 рублей. НДС с нее - примерно 100 рублей, а пакет документов, подтверждающий факт экспорта (без него не может быть возврата денег), обходится в 1200! - приводит пример президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.

Естественно, это демотивирует компанию работать на экспорт. Как предлагает эксперт, нужен единый документ, который будет автоматом уходить с таможни сразу в налоговую инспекцию, а та уже будет сразу оформлять возврат продавцу.

По словам Шувалова, эту технологию уже прорабатывают в Минфине и вскоре она заработает.