Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Спорт29 ноября 2016 10:32

На тай-брейке Карякина и Карлсена могут понадобится врачи

Есть вероятность, что шахматную корону будут разыгрывать 7 часов
Шахматисты настолько устали, что видно - им тяжело играть. Теперь на первый план выходит физическая подготовка и устойчивость нервной системы

Шахматисты настолько устали, что видно - им тяжело играть. Теперь на первый план выходит физическая подготовка и устойчивость нервной системы

Фото: REUTERS

Матч за звание чемпиона мира по шахматам в Нью-Йорке вступил в решающую стадию. 12 классических партий завершились вничью, и теперь Магнус Карлсен и Сергей Карякин 30 ноября сразятся в тай-брейке. Рассказать, что же такое шахматный тай-брейк со страшным «Армагеддоном» в конце, мы попросили исполнительного директора Ассоциации шахматных федераций Александра Баха.

- Если 12 партий с классическим контролем времени не дают результата, то есть счет равный, как в данном случае – 6:6, то дальнейшие отношения выясняются в тай-брейке. Первая часть – это матч из 4 партий по быстрым шахматам с контролем времени 25 минут на партию каждому, с добавлением 10 секунд каждому, начиная с первого хода.

- То есть приблизительно по полчаса у них получается.

- Нет, немножко побольше, но можно и так сказать. В час – час десять они обычно управляются по каждой партии. И таких партий 4. Если этот матч из 4 партий не дает результата, опять ничейный счет, то тогда играется матч из двух партий блиц, по 5 минут каждому и по 3 секунды добавляется с первого хода. Каждый матч может закончить соревнования. Если он заканчивается результативно, допустим, 2:0 или 1,5:0,5, то матч заканчивается и объявляется победитель. Если матч из двух партий блиц заканчивается вничью, играется второй раз такой же матч. Но таких матчей может быть не больше 5.

- То есть, максимально может быть 10 партий в блиц.

- Максимально – да, это 5 таких матчей. Если и после этого равный счет, тогда играется заключительная партия под названием «Армагеддон», с контролем времени для белых 5 минут, для черных 4 минуты, на всю партию без добавления. И в случае победы белых они объявляются победителями, а если белые не могут выиграть, то победителем объявляется тот, кто играл черными.

- А по какому принципу выбираются белые и черные?

- Жеребьевка.

- А шахматисты чаще какой цвет выбирают?

- Если бы дали возможность выбрать, они, скорее всего, выбрали бы черный, конечно. Потому что сделать черными ничью они, наверное, считают легче, чем белыми наверняка выиграть.

- А какие шансы у шахматистов?

- Мне кажется, что шансы примерно равные. Потому что Карлсен был чемпионом мира по быстрым шахматам и по блицу тоже. И Карякин был чемпионом мира по быстрым шахматам. По блицу, правда, не был. Но все решат нервы. Шахматисты настолько устали, что видно - им тяжело играть. Теперь на первый план выходит физическая подготовка и устойчивость нервной системы.

- Сколько по времени, если шахматисты доиграются до «Армагеддона», может длиться тай-брейк? До утра?

- Нет. Мы посчитали, 4 партии по быстрым шахматам – это 5 часов (хотя может быть чуть больше, потому что могут быть перерывы между партиями). Ну, грубо 5 часов. 5 матчей по две партии в блице – это максимум 1,5 часа. Так что где-то часов за 7 они должны закончить это всё.

- Они 3-ю или 4-ю партию по семь часов и играли.

- Да, именно так.

- Ну что, будем болеть.

- Естественно.

- Это новое правило, ведь раньше никогда не показывали эти тай-брейки на чемпионатах. Когда ввели такой регламент?

- Это вообще введено достаточно давно, и показывали, но не на такого уровня соревнованиях. В матче на первенство мира тай-брейков не было, первый раз такое.

- А там врач присутствует? Там же может плохо стать человеку.

- Знаете, в США врачей полно. Думаю, что есть. Я думаю, что и в каждой команде есть врач.

- Само слово «Армагеддон» уже пугает.

- Слово пугает? От самого слова падаешь в обморок? Я понимаю.

- Но вероятность небольшая, что они так далеко туда дойдут.

- Трудно сказать, все-таки оба сильные шахматисты, все может быть. Главное, чтобы не впасть в армагеддон, это вы правы.