Кроме нетривиальных цитат, в каждом вагоне можно найти биографические справки и портреты писателей
Томик Толстого можно оставить дома. Ведь теперь в петербургской подземке появилось чтиво не хуже: на «красную» линию выпустили литературную электричку, вагоны которой сверху донизу исписаны творениями классиков.
РОССИЙСКИЙ АЛГОРИТМ
Страницами для подземной «книги» стали восемь новеньких красных вагонов. Не считая литературного поезда, таких ярких составов в метро Петербурга пока два, оба по очереди курсируют по «красной» ветке. Но к 2025 году на рельсы поставят уже 25 новейших поездов.
– Такие составы отличаются плавностью хода, экономят электричество, – рассказывает пресс-секретарь «Петербургского метрополитена» Юлия Шавель.
Новые красные поезда отличаются экономичностью и плавностью
Правда, еще красные поезда отличаются и частыми поломками дверей.
– По европейскому алгоритму, двери открывались, «пропуская» опаздывающих пассажиров, три раза, – объясняют в метро. – Люди видели, что двери открыты, и продолжали заходить в вагон. Но после очередной попытки «заскочить» внутрь, после четвертого открытия дверей, возникала программная ошибка. Чтобы ее избежать, мы перешли на «российский» алгоритм: теперь двери дополнительно открываются только один раз. Так что, надеемся, литературный поезд не подведет.
Снаружи литературный поезд вполне себе "серый"
До сегодняшнего дня в подземке было только два необыкновенных состава. Один, с дворцами Петербурга, запустили на «зеленой» линии больше года назад. Весной на «красную» ветку выпустили «мобильную библиотеку». А на подходе – электричка к Кубку конфедераций: состав в символикой «на борту» запустят в январе.
ПОДСЕЛИТЬ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Над сборником сочинений на колесах художники, дизайнеры и литературоведы трудились последние четыре месяца. Сначала в вагончиках решили поселить писателей и поэтов, чьи имена носят станции петербургской подземки: Пушкина, Достоевского, Маяковского, Чернышевского. Но потом поняли, что без поэтов Серебряного века, имен которых на схеме метро не встретишь, не обойтись. Ведь их судьбы и творчество тоже тесно связаны с историей города.
В метро верят: после поездки в таком поезде пассажир откроет книгу
– Были споры, как распределить писателей по вагонам: их много, а вагонов всего восемь, – делится автор идеи, художник-декоратор Андрей Замура. – Достоевский – масштабный писатель, ему бы дать целый вагон. Но тогда куда девать Горького и Чернышевского, которых тоже хотелось включить? «Подселять» Чернышевского к Маяковскому? Но тогда он потерялся бы на фоне мощного поэта, да и эпохи это разные.
Сделать все вагоны разными было технически невозможно: уж очень это сложный и кропотливый процесс. Остановились на том, что подготовят четыре сюжета, и в составе будет по два одинаковых вагона.
ВАГОН НА ТРОИХ
Пушкин стал «крайним»: ему отдали первый и последний вагоны. Стены покрыли его четверостишиями, заметками и знаменитыми рисунками, украсили «лепниной», силуэтами людей и лицейскими пейзажами. На «глухой» стене вагона, со стороны кабины машиниста, расположился «кот ученый» и «дуб зеленый». На потолке – кроны нарисованных деревьев, отсылающие к Царскому Селу. Двери украсил заветный вензель. Правда, не «О» да «Е», а «АС» да «П».
Пушкин написан на стенах вагонов курсивом
– Первая треть вагона Пушкина – его детство и юность, – объясняет Замура. – Центральная часть – Пушкин в Петербурге: балы, «Евгений Онегин», зарисовки общества. Последняя треть – Пушкин как разносторонний писатель: здесь и «Скупой рыцарь», и «Моцарт и Сальери», и другие его творения.
Александр Сергеевич оказался "крайним": занял первый и последний вагоны
В вагонах Серебряного века ужились Северянин, Хлебников, Ахматова, Блок, Гумилев, Сологуб, Гиппиус, Мережковский, Мандельштам, Цветаева. Здесь царит модерн: стихотворные строки проиллюстрировали полотнами художников, творивших в ту эпоху.
В двух вагонах разместился Маяковский. Подача плакатная. Любопытно, что в оформлении использовали изображение той самой красной мозаики со станции метро «Маяковская».
Цвет вагона Маяковского - "пролетарский красный"
– Красный стал основным цветом уже потому, что сам состав такого цвета, – объясняет директор дизайн-студии «Лайка» Анна Столярова. – Маяковский – это, конечно, пролетарский красный. А вот в остальных вагонах использовали пастельную гамму, близкую поэзии как таковой. Палитра шрифтов тоже у каждой пары вагонов своя: у Пушкина, например, это курсив, у Маяковского – шрифты, напоминающие плакатные.
Обиталище Маяковского украсила мозаика с "Маяковской"
В последней паре вагонов объединились «предреволюционеры» Чернышевский, Достоевский и Горький. Над головами у них – клочки синего неба, которое виднеется из дворов-колодцев.
Достоевский "глядит" в небо из двора-колодца
Кроме нетривиальных цитат (а именно такие подбирали инициаторы), в каждом вагоне можно найти биографические справки и портреты писателей.
ПИСАТЕЛЬСКАЯ ВЕТКА МЕТРО
Сложнее всего, признаются дизайнеры, было втиснуть творческую задумку в геометрию вагона, в котором так много разных поверхностей, технических люков и изгибов. Поручни, памятки и таблички с важной для пассажиров информацией нужно было как-то вписать в интерьер.
Заставили попотеть и шрифты: они должны были не только быть «в тему», но и легко читаться издалека. Иллюстрации к строчкам искали даже в архивах. Доставила хлопот и оклейка вагонов: на каждый ушло три-четыре дня.
Горький соседствует с Чернышевским и Достоевским
Когда литературная электричка была готова, ее обкатывали в депо «Автово», а по ночам поезд катался пустым по «красной» линии. Ее, к слову, выбрали неспроста: именно на этой ветке «живут» Пушкин и Чернышевский, а через пересадочные узлы с ней соседствуют Маяковский и Достоевский.
Прежде чем выпустить литпоезд в поля, утром 28 декабря его зарядили стихами: молодые артисты продекламировали в вагонах строки, написанные на стенах. Первые пассажиры необычной электрички, не глядя, заходили в вагоны, уже внутри начинали удивленно озираться, улыбаться. А потом – читать.
Первые пассажиры сначала удивлялись, а потом окунались в чтение
Делать пересадку на обычный поезд корреспонденту «Комсомолки» не хотелось, но пришлось. И это было, как «с бала – на корабль». Вернее, на унылую галеру.
– Курсировать по первой линии состав будет хотя бы год: это зависит от бережливости пассажиров, – отметила Юлия Шавель. – Для оклейки использовали долговечную и удобную в обслуживании 3М-пленку, на некоторых окнах – пленки антивандальные. Если что-то испортят, можно будет распечатать и заменить любой элемент: у нас все хранится в электронном виде. Но лучше, конечно, такую красоту беречь.
Вскоре на свободных окнах поезда появятся особые схемы метро, отпечатанные на прозрачной пленке. А вот рекламы в интеллигентных вагонах не будет вообще.
ФОТОГАЛЕРЕЯ:
Петербургский метрополитен запустил на линию литературный состав