Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество16 января 2017 9:25

Маленькие шаги в правильном направлении

Комментарии к изменениям правил вступительных экзаменов в вузы
Фото: Павел МАРТИНЧИК.

Фото: Павел МАРТИНЧИК.

Прошла неделя после издания указа президента об изменении правил вступительной кампании. У учеников, их родителей, учителей возникло много вопросов, но внятных ответов на них, как обычно, чиновники не дают. И как обычно в таких случаях, и ученики, и родители, и учителя переадресовывают эти вопросы мне.

Стоит ли сдавать четвертый тест ЦТ? Если да, то какой и как к нему готовиться?

Есть аргументы и за, и против.

За. В наше время нелогично и несправедливо ждать от 17-летнего молодого человека точного ответа на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Профессии сейчас изменяются, возникают и исчезают с небывалой скоростью, поэтому глупо загонять абитуриента в угол, требуя, чтобы он определился с той профессией, к которой у него есть призвание и способности. Поэтому не стоит ограничивать выбор ни тремя, ни четырьмя тестами, а дать возможность сдать их столько, сколько абитуриент захочет. Именно так и происходит на ЕГЭ в России, где не существует ограничений по количеству сдаваемых предметов, причем промежуток между экзаменами достаточно большой, и абитуриент имеет возможность и отдохнуть, и повторить. Эти рассуждения справедливы по отношению к добросовестному мотивированному выпускнику школы. Что же касается ученика, который не обременяет себя учебой, его логика попроще: чем больше тестов сдать, тем больше шансов получить высокий результат, выбирая из результатов четырех тестов три лучших.

Против. Каждый экзамен - это если не стресс, то очень значительная нагрузка для абитуриента, после которой организму надо время для восстановления. Нужно учесть, что с 1 по 12 июня выпускнику предстоит сдать четыре экзамена в школе, а затем с 13 по 25 июня еще три экзамена ЦТ. Поэтому необязательный четвертый тест может выбить из колеи вчерашнего школьника и привести к ухудшению результатов остальных экзаменов. К тому же надеяться на халяву при написании тестов не приходится, ведь их качество достаточно высоко. Поэтому наивно предполагать, что можно без подготовки набрать высокие баллы.

А если сдавать четвертый тест не в надежде на эту самую халяву, а серьезно готовиться сразу к четырем тестам ЦТ? Можно, но при этом значительно возрастет учебная нагрузка на абитуриента и финансовая нагрузка на его родителей, что может привести к ухудшению качества подготовки к трем основным экзаменам. Как говорится, за четырьмя тестами погонишься - ни одного хорошо не напишешь.

Если все-таки вы решили сдавать четыре теста, то не советую выбирать физику как запасной вариант к трио «язык - математика - английский». Чтобы получить приличные результаты по физике, надо очень много поработать. Я уже отговорил нескольких учеников, которые обращались ко мне с предложением заниматься физикой, рассматривая ее как запасной вариант. А вот добавить английский к трио «язык - математика - физика» имеет смысл. Особенно если вы занимались иностранным языком не только в школе, но и дополнительно. Также имеет смысл сдавать тесты сразу по двум государственным языкам. Но стоит помнить, что тесты по русскому и белорусскому языкам проходят сразу после выпускного вечера, причем два дня подряд, а значит, абитуриентов ждет перегрузка.

Резюмирую: абитуриенту, который серьезно готовится к ЦТ, сдавать четыре теста не советую, а абитуриенты, которые не обременяли себя учебой, легко обойдутся без моих советов.

Что будут делать студенты, которые поступят на первый курс на платное обучение?

Раньше, если абитуриенту не хватало баллов для поступления на бесплатное обучение, он мог поступить на платное и попытаться найти время и силы на дополнительную подготовку к ЦТ, чтобы через год пересдать вступительные экзамены в надежде набрать достаточное количество баллов и перевестись на бесплатное обучение. Как правило, это были искренние, но наивные надежды, так как нормально учиться на первом курсе вуза и параллельно готовиться к трем экзаменам ЦТ практически невозможно.

С введением новых правил ситуация кардинально изменяется. Представим себе студентку, у которой 90-60-90, то есть первый и третий тесты она сдала на 90, а второй на 60 баллов. В результате ей не хватило совсем немного, чтобы поступить на бесплатное обучение. Чтобы через год перепоступить на бесплатное обучение, ей надо будет в течение года готовить к ЦТ всего один предмет, а это вполне реально. Можно с уверенностью прогнозировать, что в 2018 году резко возрастет количество абитуриентов на ЦТ за счет первокурсников платных отделений вузов, решивших пересдать тест предыдущего года, по которому они получили самый низкий результат.

Имеет ли смысл сдавать ЦТ после 10-го класса?

Казалось бы, теперь, когда сертификат будет действителен два года, имеет смысл после 10-го класса попробовать успешно сдать тесты, в первую очередь - по языкам. Весь 10-й класс можно было бы готовиться к тестам по английскому, русскому и белорусскому языкам, сдать их, и в случае достойного результата сосредоточиться в 11-м классе на подготовке к тестам по математике, физике, химии, биологии, истории...

Это вполне разумная стратегия, но десятиклассникам сдавать ЦТ смысла не имеет. В положении о ЦТ четко сказано, что к нему допускаются только те абитуриенты, которые имеют среднее образование. Школьник без аттестата о среднем образовании может зарегистрироваться на ЦТ и сдать его, но предъявить через год сертификат он не сможет, так как по дате прохождения теста будет понятно, что он сдал его раньше, чем получил аттестат, а значит, результат теста засчитан не будет.

С моей точки зрения, разрешение десятиклассникам сдавать ЦТ позволило бы им более рационально распределить силы при подготовке к вступительным испытаниям, избежать стрессов и лучше подготовиться к экзаменам по всем предметам. Жаль, что при решении о переходе к двухлетнему сроку действия сертификатов эту возможность не учли.

Справедливо ли сравнивать баллы ЦТ разных лет?

Однозначно нет. Главная причина этого факта заключается в непонятной и нелогичной системе начисления баллов за тестовые задания. Существует две, на мой взгляд, понятные схемы. Первая: каждое задание экзамена стоит известное абитуриенту количество баллов (английская система); вторая: по итогам написания экзамена абитуриентов сравнивают друг с другом и результат 90 означает, что данный абитуриент написал экзамен лучше, чем 90 процентов сдавших экзамен (американская система). У нас же принято некое причудливое сочетание этих систем с добавлением собственного неповторимого и необъяснимого колорита, в котором помимо странности в начислении баллов за тест существует еще более странное сложение результатов ЦТ с умноженным на 10 средним баллом аттестата, который рассчитывается по совершенно другим принципам.

Справедливо ли сравнивать результаты ЦТ, полученные в основной день и в резервный?

Увеличение количества резервных дней с одного до трех - мера справедливая и гуманная. Болезнь чуть более серьезная, чем простуда, может лишить абитуриента возможности вовремя сдать тесты, а значит, вынудит его пропустить год учебы. К сожалению, к перечню медицинских причин, по которым можно перенести сдачу теста, до сих пор не добавили критические дни у девушек. Добавление резервных дней вполне позволяет эту проблему решить.

Но у абитуриентов, которые будут сдавать тесты в резервный день, появились серьезные преимущества. Дело в том, что тест, который сдается в резервный день, очень похож на тест, который сдается в основной день. Несмотря на то, что абитуриентам запрещено выносить с ЦТ черновики, я приблизительно знаю задания теста по математике и физике сразу же после его окончания. Для этого достаточно поговорить с 10 - 15 учениками. Точно так же может поступить абитуриент, поговорив после теста со своими одноклассниками и знакомыми. В результате у него будет несколько дней, чтобы прорешать задания, аналогичные ЦТ, а значит, получить преимущество перед абитуриентами, которые сдавали экзамен в основной день. Кстати, система начисления баллов абитуриентам, которые сдавали экзамены в резервный день, является еще большей тайной, чем система начисления баллов в основной день.

Что, опять все плохо?

Нет. Во-первых, в кои веки пообещали внести изменения в правила приема и обещания выполнили, причем не в апреле, а в январе (я был абсолютно уверен, что обещания предыдущего министра забыты). Во-вторых, у выпускников стало больше вариантов для выбора. Напомню, что практически все изменения за последние лет 15 - 20 только сужали возможности абитуриентов.

И главное, ЦТ не отменили, хотя вероятность такого развития событий считалась очень высокой. Несмотря на всю критику, ничего катастрофично несправедливого в новой схеме нет, она все равно достаточно точно отбирает лучших, достаточно точно ранжирует абитуриентов по их учебным заслугам.

И это главное достоинство ЦТ, главное его отличие от других видов испытаний для школьников: экзаменов в гимназии, в лицеи, предметных олимпиад и конференций.