2017-03-16T11:33:59+03:00

Ольга Голодец: сдвиньте парты, сдвиньте в круг

Что хотела объяснить вице-премьер, говоря о «неправильной» расстановке школьных столов
Александр МИЛКУСобозреватель отдела образования и науки
Поделиться:
Комментарии: comments259
Вице-премьер Ольга ГолодецВице-премьер Ольга ГолодецФото: Михаил ФРОЛОВ
Изменить размер текста:

Вице-премьер Ольга Голодец на Российском инвестиционном форуме в Сочи заявила, что пришло время отказаться от прямоугольных классов.

- Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные. Потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве, - цитирует ТАСС вице-премьера.

И сразу же в Интернете буря сарказма: мол, что у нас других проблем в образовании нет, кроме как углы в классах измерять и парты двигать? У нас вон еще есть регионы, где дети не то, что в две, в три смены учатся! А в классах по сорок отпрысков! И учителя мало зарабатывают. И учебники не те. И ваааще…

Это такое у нас теперь клиповое сознание — прочли фразу, вынесенную в заголовок, поняли то, что поняли (если вообще ее поняли) — и давай комментировать, благо ведь можно это делать анонимно.

На самом деле если вдуматься Ольга Голодец говорила-то несколько о другом. До 2025 года в стране должно быть создано больше 6,5 миллионов новых школьных мест! Вышли мы из демографической ямы, с каждым годом все больше первоклашек тащат букеты своим новым учительницам. При этом, по планам правительства, в младшей и в старшей все ребята должны учиться в одну смену к 2020 году, а средняя школа должна перейти на одну смену к 2025 году. Учитывая, что и все школьные здания с износом 50 процентов собираются закрыть, а учеников перевести в новые корпуса, получается, что за десять лет нужно в стране построить почти 15 тысяч новых школ!

В первую очередь речь идет о таких новых зданиях, где можно не выстраивать прямоугольные коробки, а создавать различные помещения для различных форм занятий. Так делают сейчас во многих странах мира, отстраивая не только аудитории классической формы, но и круглые рекреации, квадратные помещения для групповых занятий. Это кажется на первый взгляд формальностью. Но современные дети должны получать современные навыки, которые, например, в советской школе не давали. Просто потому что о них не знали.

- Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе,- говорит Голодец. Сейчас один из важных навыков — умение работать в команде, видеть не затылок товарища, а его глаза, учится вместе реагировать на ситуацию.

И роль учителя в современной школе меняется. Из единственного носителя знаний он превращается в человека, который лишь подсказывает как эти знания получить и закрепить. Любой урок ребенок может отыскать в Интернете. Да что там урок? И кучу дополнительной информации по заинтересовавшей его темы.

- Кажется, что это формальность и нюанс, но это задает совершенно иное содержание самому образовательному процессу. Учитель становится не ментором, а он помогает ребенку развивать свою индивидуальность и талант, и это абсолютно новое направление в системе образования, - вот то важное, что пыталась донести публике вице-премьер.

Понятно, что командной, групповой работой можно заниматься и в прямоугольных классах (не в этом суть). И у учитель найдет удобную форму общения с ребятами даже при классическом расположении парт и доски. Но, понятно, удобнее и комфортнее это делать в новых помещениях, чья архитектура соответствует новым задачам образования.

Ольга Голодец и сама подчеркивает, что далеко не все школы хотят и могут меняться:

- Готовы ли мы к такой постановке вопроса и как перейти из одной точки в другую? Это самый сложный сегодня вопрос. Но я думаю, что у нас в РФ есть огромные предпосылки к этому.

В общем, дело по большому счету не в форме класса, а в понимании школой, учителем новых задач. В изменении их роли в учебном процессе. Мы не можем отставать в развитии образовательных технологий, мы должны нашим детям давать лучшее, обеспечивать такими знаниями и навыками, которые сделают их счастливыми, помогут правильно выстроить карьеру, быть успешными.

Ну а парты… Неплохо было бы их хотя бы иногда передвигать, по-иному выстраивая пространство. Но, думаю, скорее Голодец идею про парты использовала как образ, чтобы донести простую идею (которую между тем многие воспринимают в штыки) — также как и расстановка парт — должен меняться сам образовательных процесс. Но услышали только про прямоугольные классы и «неправильно» стоящие столы.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также